За что бывшие друзья слили начальника отдела транспорта: версия Савельева
Денис Савельев, руководивший отделом транспорта мэрии в течение года, дал показания в Ленинском райсуде. Его обвиняют в покровительстве маршрутчикам за взятки от 10 до 30 тысяч рублей в месяц. Савельев же признается, что незаконно участвовал в бизнесе, находясь на муниципальной службе, но факты взяток отрицает: по его словам, главные свидетели обвинения были его ближайшими друзьями, но пошли против него после введения ЕТК и объявления транспортной реформы.
Что такое отдел транспорта и как туда попасть
Савельев стал руководителем отдела в марте 2016. По его словам, поздним вечером 9 февраля к нему приехали друзья – Дубиков и Салмин – и предложили это место. Они сами сделали ксерокопии нужных документов, медосмотр он прошел утром 10 февраля (в последний день для подачи документов!), а после обеда приехал в мэрию и подал заявку. И Дубиков не оговорился, когда сказал “Мы поставили его на должность”, – в самом деле поставили, утверждает Савельев.
До этого Савельев трудился на АвтоВАСе («Автовокзалы и автостанции»), получал 60 тысяч, имел служебную машину и не имел никаких проблем. А затем перешел в мэрию на зарплату в 25 тысяч. Зачем? Потому что друзья попросили, говорит он.
Чем же занимается отдел транспорта? Первые два месяца Савельев вообще не очень это понимал.
Ведомство не может штрафовать – лишь выписывать акты (вроде уведомлений). По большому счету один сотрудник отдела на дороге, без ГИБДД и УГАДН, не может ничего. Проверки маршруток занимали всего процентов 15 от работы отдела транспорта – куда меньше, чем работа по организации дорожного движения и ответы на обращения граждан, говорит обвиняемый.
Но проверки проводились, чтобы держать перевозчиков в тонусе. Сотрудники отдела транспорта стали выходить на остановки, фотографировать высадку вне остановок и отправлять в ГИБДД (как форумчане cheb.ru, отметил Савельев). При этом в ГАИ таким обращениям сначала не особенно радовались – они только добавляли лишней кропотливой работы. Также проводились совместные рейды с ГИБДД, с транспортной инспекцией.
Мэрия могла составлять только акты о нарушениях перевозчиков. В случае серьезных нарушений, если их было более двух и перевозчик не собирался их исправлять, с ним могли расторгнуть договор. Но такие полномочия были только у шефа Савельева – Германа Александрова. И во времена Савельева таких прецедентов не было (история с 49-м маршрутом началась уже после его задержания). Сам же Савельев, как и Сорокина, не выезжал в рейды.
Старые друзья и незаконное участие в предпринимательстве
Савельев потратил почти час времени суда, чтобы привести все свои доводы о том, что он когда-то был другом и партнером главных свидетелей обвинения. Дубиков был его соседом в Лапсарах; бабушку Дубикова он прописал у себя, чтобы Дубиковы смогли получить деньги на ветеранскую квартиру, вместе они ездили на сенокос (Дубиков утверждал, что Савельев его заставил), и Дубиков даже пытался взять на себя вину, когда Савельев попался пьяным за рулем.
Вместе с Дубиковым в 2010 они открывали нелегальный 72 маршрут, сначала оформленный на Сатарова, а позднее узаконенный под номером 63 под ИП Салминым. Савельев на тот момент был замначальника отдела в Минстрое и готовил правовую позицию по маршруту. О том, что Савельев к этому причастен, писала даже желтая пресса, сослался он.
Салмину он помогал готовить документацию для 52-го маршрута. Туда же Савельев позднее поставил две свои маршрутки (говорит, что Салмин сам предложил). В общем, у них был совместный бизнес еще с 2010 года. И его доля была 30 тысяч рублей в месяц и за семь лет не изменилась – именно эти деньги следствие по показаниям Салмина считает взяткой, говорит Савельев.
Про Шарафутдинова обвиняемый говорил чуть меньше, но тоже называл его бывшим другом и партнером. Когда-то Шарафутдинов попросил Савельева, работавшего на вокзале, помочь с документацией для 65 маршрута. Савельев помог (и помогал в дальнейшем) и тоже имел долю в бизнесе в 10 тысяч рублей в месяц.
Когда всё пошло наперекосяк
– Меня поставили, чтобы лоббировать их интересы, но я этого не делал, и они меня слили, – утверждает Савельев. По его словам, к нему приходили и в открытую говорили: мы тебя поставили, почему ты составляешь акты на маршрутки Салмина и Дубикова?
На одном из первых заседаний Салмин пылко высказался о том, как плохо стало жить перевозчикам при Савельеве, что тот ввел ЕТК, из-за чего перевозчикам пришлось платить 4 рубля из своего кармана. Савельев ссылался на эти слова не один раз: по его мнению, причина была в то, что из-за введения ЕТК доходы маршрутчиков оказались на виду (а до ЕТК был “черный нал”, с которого перевозчики не платили налоги в бюджет).
Тут хочется обратить внимание на две вещи: у перевозчиков были и другие причины не любить ЕТК (комиссия и дорогие терминалы, например). И еще: 52 и 63 маршрутки (Салмин) были оборудованы терминалами одними из первых, а автобусы 65 маршрута не оборудованы до сих пор.
Не понравилась перевозчикам и грядущая транспортная реформа, по которой закроют 21 маршрут и изменят еще 15 маршрутов в Чебоксарах. Дубиков пытался получить предварительные планы питерцев, Савельев и Сорокина ему в этом отказали.
Маршрутки Савельева
Два “Форда” Дениса Савельева работали на 52-м маршруте. “Да, я занимался предпринимательской деятельностью, находясь на муниципальной службе, но уголовный кодекс я не нарушал”, – говорит Савельев.
Маршрутки были оформлены на дядю Савельева, потом их за 44 тысячи переоформили на Салмина. Если верить Савельеву, Салмин победил в конкурсе по такой схеме: владельцы маршруток переписывали их на Салмина, он получал за это дополнительные баллы и выигрывал. Маршрутка в итоге работала не на Салмина, а на настоящего владельца.
Параллельно с договором купли-продажи заключили еще одну бумагу, аннулирующую договор. На этом бланке не было даты (ставь любую), зато была подпись Салмина – это была гарантия, что маршрутки в любой момент можно вернуть, утверждает Савельев.
Когда Савельева задержали, Cалмин приехал на конечную остановку и потребовал от водителей загнать микроавтобусы в гараж. Сначала Савельеву говорили, что маршрутки не вернут, пока следствие не закончится. Потом – что следствие не имеет к этому отношения. А когда жена позвонила Салмину и попросила вернуть “Форды”, у них сгорела дача. В тот день шел проливной дождь, возгорание началось с пола. В сентябре, когда уже начались суды, эти маршрутки вышли в рейс, но сейчас они не работают на Савельева.
Рейдерские захваты
Чтобы объяснить, кто такие свидетели обвинения, Савельев предложил суду и прокурору найти в ютубе “Рейдерский захват 52 маршрута” (события происходили, когда Савельев и Салмин были друзьями).
Сейчас такая же ситуация происходит с 32 маршрутом. Оператором маршрута был ЧПАП № 2, а сейчас собирать деньги на конечку приезжает Шарафутдинов, говорит Савельев.
Слухи о захвате 32-го маршрута ходят не первый месяц. До сих пор какого-либо освещения эта тема не получала.
Линия защиты
В общем, взятки не было – было лишь получение своей доли в бизнесе, а когда Савельев стал мешать, на него написали заявление, считает защита. Кроме того, у Савельева и его адвоката есть претензии к самой формулировке обвинения – не понятно, в действии или бездействии его обвиняют, и в чем выражалось покровительство, если акты на этих перевозчиков составлялись исправно, и даже больше, чем других (он приложил статистику к материалам дела).
Чтобы расторгнуть договор, у него не было полномочий (обвинение считает, что он всё-таки мог повлиять на разрыв договора). Не было для этого и оснований — не было в тот период критических нарушений, которые перевозчики отказались устранять, говорит Савельев.
Напомним, маршрутчики давали показания, что они боялись за свой бизнес, и поэтому пошли на взятку.
– И если Савельев покрывал маршрутчиков, почему с ними до сих пор не разорвали договоры? В частности, с Салминым – у Шарафутдинова-то договора нет, он работает по 220 ФЗ, — спрашивает защита.
Кроме того, в обвинении утверждается, что Савельев брал деньги за то, что Шарафутдинов поставил свои автобусы на 45 маршрут. Такого никогда не было: Шарафутдинов там не работал, что подтверждает оператор маршрута, говорит защита.
Не понравилась Савельеву и формулировка, что сумму в 30 тысяч рублей обвинение называет обременительной для Салмина: с 52 маршрута перевозчик получает 750 тысяч в месяц (из расчета 30 машин, по 25 тысяч с машины), с 63 маршрута – 460 тысяч (23 машины, по 20 тысяч с машины). Итого – около 1 миллиона 200 тысяч в месяц, прикинул Савельев.
На стадии следствия Савельеву якобы предлагали переквалифицировать статью на более легкую – “Мошенничество”, при условии, что он потащит за собой Сорокину. Но он не согласился, так как уверен в своей невиновности.
В целом, теперь позиция Савельева понятна. Верить ему или нет, решать суду. Напомним, вместе с Савельевым по делу проходит его подчиненная Елена Сорокина. За что она получала деньги (если предположить, что это не было взяткой), пока не ясно – она свои показания еще не давала.