Как бывшего начальника отдела мэрии посадили на 7,5 лет. Репортаж из суда

Вина подсудимых во взятках и покровительстве маршрутчикам доказана, а утверждение, что начальник отдела транспорта имел долю в их бизнесе, – нет. Оснований не доверять показаниям перевозчиков у суда нет. Наказание экс-чиновник должен отбывать в колонии строгого режима, и повода для «условки» нет. К таким выводам пришел Ленинский районный суд Чебоксар.

Савельеву и Сорокиной приговор зачитали 23 апреля 2018 года – спустя год и месяц после задержания. Это было 28-е заседание по уголовному делу о взятках. Прокурор и адвокаты не присутствовали, в чем нет ничего необычного: все свои доводы они уже привели, здесь от них ничего не зависит. Поддержать подсудимых пришли их родные и близкие. 

Судья зачитывала приговор полтора часа. Всё это время присутствующие в зале стояли и ждали вердикта: сколько дадут подсудимым? (Наказание объявляют в самом конце). То, что приговор обвинительный, а не оправдательный, было понятно с первых слов судьи.

Суд решил: взятки были

Савельев и Сорокина в совокупности получили от Салмина 575 тысяч рублей на двоих (30 тысяч в месяц Савельев, 25 тысяч в месяц Сорокина), плюс Савельев получил 30 тысяч от Шарафутдинова.

Савельев заявлял, что он и маршрутчики, сдавшие его (Салмин, Дубиков, Шарафутдинов), долгие годы были близкими друзьями, что он получал 30 тысяч в месяц задолго до того, как эти друзья поставили его на должность начальника отдела транспорта чебоксарской мэрии, – это была его доля в их бизнесе, а не взятка. А 30 тысяч Шарафутдинов отдал ему за юридическую помощь.

Суд не поверил. Показания маршрутчиков, заявивших о взятке, опровергают версию Савельева. Деньги за маршрут Салмин передавал не напрямую, а через посредника Дубикова (почему друг не передает деньги сам?). Савельев говорит, что знакомые знали о его доле в бизнесе, но во время передачи денег просил прибавить громкость и говорить тише – к чему такая конспирация? Это косвенно подтверждает, что это была именно взятка, а не доля в бизнесе, считает суд.

Сорокина в суде заявила, что взяла у Дубикова 25 тысяч рублей в долг на погашение кредита и других денег она не получала – то есть не было никакой взятки. Но показания Дубикова это опровергают, а на записи, заслушанной в суде, Сорокина говорила, что деньги передают ей раньше обычного, это тоже говорит против ее версии, считает суд.

И да, эта фраза всё-таки прозвучала: у суда нет оснований не доверять показаниям Салмина, Шарафутдинова и Дубикова, неоднократно предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. А они заявили, что взятка была – за покровительство, проявление лояльности, уменьшение количества выявленных нарушений, нерасторжение договора.

 

Архивные фото прошлых заседаний

Явка с повинной должностных лиц

Защита заявляла, что Савельев и Сорокина после задержания дали признательные показания только для того, чтобы остаться на свободе на время следствия, и просила не учитывать их явку с повинной. Суд сделал полностью противоположный вывод: явку он счел частичным признанием вины (и смягчающим фактором при вынесении приговора), а все последующие показания, где экс-начальник отдела транспорта и его бывшая подчиненная говорили о своей невиновности, – просто попыткой защиты.

Защита указывала, что Савельева и Сорокину нельзя судить как должностных лиц: они не ездили на проверки, не могли сами расторгать контракты, да и оснований для такого расторжения не было. Они лишь составляли акты, напрямую ни на что не влияющие. Суд не согласился: на основании этих актов руководитель отдела мог поднять вопрос о расторжении контракта (а когда Савельев отсутствовал, его обязанности исполняла Сорокина и имела эти же полномочия).

Защита представила суду статистику: все маршрутки проверяли одинаково, у 52, 63 и 65 маршрутов не было таких нарушений, из-за которых можно было бы расторгнуть договор. Суд поставил статистику под сомнение и привел в пример письмо из налоговой от 7 марта 2017, найденное в кабинете Савельева: в нем говорилось, что на 65 маршруте ездит маршрутка, в которой всего 13 мест вместо положенных 18, акт по данному факту составлен не был.

Адвокаты заявляли, что некоторые доказательства обвинения по делу вообще нельзя учитывать: видеозаписи велись с нарушением, передача денег трижды записывалась на скрытую камеру оперативников, а не на регистратор, как утверждает свидетель (защита называет это провокацией со стороны оперативников).

Все эти доводы суд счел домыслами (одинаковый ракурс еще не доказательство, а то, что формат файла не совпадает с обычным форматом регистратора, – так регистратор был куплен с рук, и в его работу могли быть внесены изменения).

Смягчающие обстоятельства и приговор

При вынесении приговора кроме явки с повинной суд учитывал наличие грамот, положительные характеристики от соседей (а в случае с Савельевым также не очень положительную характеристику от участкового – тот привлекался за побои и хулиганство), наличие на иждивении у Савельева детей и инвалидность матери, беременность Сорокиной.

В итоге Савельеву дали 7,5 лет колонии строгого режима (7 лет за эпизоды с Салминым, 3 года за эпизоды с Шарафутдиновым, общий срок определен путем частичного сложения наказаний). Должности на государственной и муниципальной службе ему запрещено занимать в течение 5 лет.

Его подчиненная Сорокина получила 5 лет колонии общего режима. Ей запретили занимать должности на государственной и муниципальной службе в течение 4 лет. Наказание отложили до момента, когда ее ребенку, который скоро родится, исполнится 14 лет.  Назначать штрафы суд не стал ни Сорокиной, ни Савельеву, учитывая материальное состояние семей.

После оглашения приговора мать Савельева почти кричала, что Денис не виноват (а судья ответила, что он может обжаловать приговор в течение 10 дней). Затем вошел конвой: Савельеву пришлось очень быстро попрощаться с родными, сдать шнурки, позволить надеть наручники. До вступления приговора в силу он будет в СИЗО.

Сорокина оставлена под подпиской о невыезде.

Это дело просто невозможно не сравнивать с делом экс-министра Улюкаева, случившееся примерно в то же время. В обоих случаях прокуроры просили одинаковые сроки – 10 лет.
– За взятку в 2 миллиона долларов суд дал Улюкаеву 8 лет лишения свободы. Правда, со штрафом в 130 миллионов рублей.
– За взятку менее чем в 400 тысяч рублей Савельеву дали 7,5 лет лишения свободы. Правда, без штрафа.

Защита Савельева заявила, что приговор скорее всего будет обжалован.

Обсудить на форуме