Маршрутные войны: перевозчики Дубиков и Шарафутдинов оказались на скамье подсудимых

Протаранить машину или автобус, бросить кирпич в лобовое стекло – такие аргументы (по версии следствия) использовались всего год назад во время маршрутных войн в Чебоксарах. Дело наконец дошло до суда, обвиняются пять человек – включая предпринимателей Шарафутдинова и Дубикова.

Портал cheb.media попал на второе заседание Калининского райсуда. Подсудимые просили не фотографировать их и прятались от камеры. Судья разрешил делать лишь общие планы. Впрочем, кое-кто из подсудимых не нуждается в представлении.

Кто эти люди?

Виталий Дубиков – гендиректор «Крокус-авто». Того самого, что сейчас работает на 52 маршруте.

Илнар Шарафутдинов – на данный момент соучредитель «Лидер-авто» по 32 маршруту, также имеет отношение к 65 маршруту.

Оба бодры и спокойны. Ранее Шарафутдинов ждал суда в СИЗО, но уже освобожден: нельзя держать человека под стражей более года, пояснили в прокуратуре республики.

Эти двое год назад уже были в суде – но в качестве свидетелей обвинения. Тогда они жаловались на начальника отдела транспорта Дениса Савельева, который якобы вымогал у Шарафутдинова и Салмина взятки (а Дубиков носил ему эти деньги). Бывший чиновник утверждал, что взяток не было, он просто имел долю в бизнесе с друзьями-маршрутчиками, которые вдруг решили его «слить». Суд счел историю со взяткой более правдоподобной – и отправил Савельева в колонию на 7,5 лет.

Еще одно узнаваемое лицо на скамье подсудимых – «студент», протаранивший VW Passat CC на конечной в Университете. Тогда он говорил, что сделал это ненамеренно: уходил от столкновения с бетономешалкой и еще несколькими авто, которые якобы вылезли на встречку.

Еще двое на скамье подсудимых – совсем молодые парни (адвокат одного из них просила не снимать их именно потому, что у них вся жизнь впереди: на момент описываемых событий им было 18-19). Они, по версии следствия, бросали кирпичи в маршрутки.

Как перевозчики делили «ничейный» маршрут

До лета 2017 на 32 маршруте работал ЧПАП № 2 (директор – Сяить Сюбаев). Затем мэрия объявила, что договор расторгнут – из-за того, что перевозчик отказался работать с ЕТК и изменил стоимость проезда (20 рублей вместо 22). Торги на маршрут администрация не могла объявить из-за судебных тяжб.

Осенью 2017 на 32 маршруте пассажиров стали обилечивать от имени некой ИП Ивановой. О том, что Шарафутдинов отжал у Сюбаева маршрут, пока тот лежал в больнице, ходило много слухов, но официальной информации об этом так и не появилось. Забирать выручку с конечных остановок теперь приходил Шарафутдинов – об этом в суде год назад заявил бывший начальник отдела транспорта Денис Савельев. Старым ЧПАПовским водителям «рекомендовали» подписать новые бумаги, рассказывали водители.

Официального временного перевозчика мэрия назначила лишь 2 апреля 2018 – на маршрут выехали автобусы ИП Васильева. Тогда «маршрутные войны» вышли на публичный уровень: УАЗик протаранил «Пассат» на конечной, а в лобовые стекла «васильевских» маршруток полетели камни в пакетах. В апреле 2018 по 32-му наперегонки ездили маршрутки двух перевозчиков, которые соперничали между собой, создавая аварийные ситуации.

Первый потерпевший по делу: разбиты две машины и два автобуса

На заседании 14 мая успели допросить лишь одного потерпевшего – ИП Евсюкова, да и то не то конца. По его словам, он тоже пытался встать на 32 маршрут во времена, когда там нелегально работал Шарафутдинов. Эти предприниматели, кстати, знакомы более 10 лет

С какой стати? В то время официального перевозчика не было и работать там мог любой, у кого есть лицензия на пассажирские перевозки, считает он. Никаких договоров с мэрией он не заключал: говорит, поставил три маршрутки, чтобы оценить прибыль на маршруте и подать документы на конкурс (который мэрия когда-нибудь должна была объявить).

Точно также не было никаких разрешений и у Шарафутдинова. То есть вообще формально работала некая ИП Иванова, которую никто никогда не видел, а по факту – Шарафутдинов и Дубиков, говорит потерпевший. По словам Евсюкова, Шарафутдинов, угрожал ему: если не уберет свои маршрутки, тот обещал применить к нему некие меры (или действия).

На следующий день

– На глазах Евсюкова Дубиков и Шарафутдинов на «Патриоте» протаранили его Land Rover (за рулем был сам Дубиков, на пассажирском сиденье – Шарафутдинов).
– Маршрутка разбила «Мазду» – автомобиль его сотрудника (начальника сервиса).
– Также маршрутка Ford Transit столкнулась с его маршруткой Fiat Ducato – было ДТП с пострадавшими.
– Подбили еще одну его маршрутку на междугороднем маршруте.
– Шарафутдинов обратился в полицию с жалобой на то, что Евсюков (машины которого они таранили) вымогает у него деньги.

За разбитую маршрутку шарафутдиновские якобы платили по 3 тысячи рублей – это предприниматель знает со слов водителей, с которыми общался на конечной.

После этого Евсюков ушел с маршрута.

Денег с подсудимых предприниматель не требует: за разбитый «Лэнд ровер» он получил 400 тысяч по ОСАГО, еще 220 тысяч отсудил с Дубикова в гражданском порядке. Теперь он просто хочет, чтобы виновных наказали.

Пока потерпевший давал показания суду о том, как маршрутчики разбили его машину, у него зазвенел брелок сигнализации. Пришлось попросить судью сделать перерыв, чтобы проверить машину – а вдруг опять бьют? Судья вошел в положение.

Кто победил в «маршрутных войнах»?

Когда ситуация накалилась до предела, по факту происшествий было возбуждено уголовное дело, а Шарафутдинов и те, кто бросали кирпичи, попали в СИЗО. ИП Васильев остался на маршруте как временный перевозчик, но ненадолго: 28 ноября 2018 года мэрия заключила контракт с ООО «Лидер-авто», соучредителем которого является Илнар Шарафутдинов (пополам с Максимом Салминым).

Кто и в чем обвиняется

Как пояснили в пресс-службе прокуратуры, Дубикова и Шарафутдинова обвиняют в умышленном повреждении имущества в первую очередь как организаторов, а не как исполнителей. Кроме того, их обвиняют в принуждении к отказу от сделки.

Чемеров – тот самый студент, что был за рулем «Патриота», врезавшегося в «Пассат». Ему также предъявлено обвинение по двум статьям.

Еще двое – молодые парни; по версии следствия, они в черных масках кидали кирпичи в стекла маршруток – их действия расценили как хулиганство, в том числе с предметом, используемом в качестве оружия.

И что теперь?

Судебный процесс только начался – и можно не сомневаться, что он будет длиться месяцы.

Главный вопрос, который возникает у нас: когда в Чебоксарах закончатся 90-е? Что нужно сделать, чтобы проблемы в бизнесе решались без камней в стекло и тарана автомобилей? Как добиться того, чтобы от их разборок не страдали водители и пассажиры?

Впрочем, может статься, что все это наговор, честных перевозчиков оболгали, а они хотят просто честно вести свой бизнес. Показания они еще не дали. Следующее заседание назначено на 20 мая.

Обсудить на форуме