Переполох в мэрии, или Как в Чебоксарах обсуждали закрытие маршруток и будущее троллейбусов
Долгожданная презентация плана оптимизации общественного транспорта Чебоксар (результаты должны были появиться ещё в марте) прошла 20 июля в Большом зале администрации города. На общественное обсуждение прибыло так много народа, что далеко не все желающие смогли поместиться в зале, а шум стоял такой, что людей было слышно даже на улице.
Присутствующих было слишком много, но среди них можно было выделить два лагеря:
- маршрутчики, которые в ближайшей перспективе потеряют свой бизнес в существующем виде,
- троллейбусники, которые получат столь щедрый подарок от мэрии (троллейбусы, по идее мэрии, придут на замену маршруткам).
Были и жители новых микрорайонов, которые, как выразился один из чиновников, живут в «аппендиксах», т.е. не в центре (Садовый, Новый город, Соляное и даже Университет): похоже, им придется ходить ножками по несколько километров, а дальше передвигаться по городу преимущественно с пересадками.
Сразу после выступления гендиректора научного института начался балаган на фоне барахлящих микрофонов. Представители мэрии всячески пытались оттянуть обсуждение проблемных вопросов и по одному выводили к микрофону малоизвестных городских депутатов (многих встречали криками: «Да кто ж вас выбрал?»). Затем чиновники и вовсе попросили главу ГИБДД по Чебоксарам зачитать статистику аварийности. Правда, Андрей Ершов не смог ничего сказать: его выступление сорвали почти сразу, и ему пришлось удалиться.
Обстановка накалялась, а в зале во избежание откровенных стычек стало больше полицейских.
Один из первых вопросов, прозвучавших из зала, – сколько заплатили питерцам за этот проект. С подсказкой попытался ответить зам Ладыкова – 7 миллионов рублей, но Маклыгин ошибся (на самом деле 8,1 млн рублей, судя по информации на портале госзакупок).
Ну а дальше вполне логичный вопрос последовал от горожанки по имени Елена:
– Почему результаты работы института нигде не были опубликованы? Где и как мы можем получить для изучения полную версию?
Тут же Валерий Мячин (директор института) взялся за микрофон:
Институт сдал работу заказчику, управлению ЖКХ. И заказчик, как только оплатит выполненную работу полностью, станет его собственником. У нас в договоре [прописано], что мы не имеем права никому работу отдавать, кроме заказчика. Поэтому результаты работы вы можете официально запросить и получить у заказчика, они не являются секретными.
– А зачем тогда делать общественное обсуждение? Для кого это было сделано?
– Вопрос не в этом, у меня в договоре четко оговорено: я должен сдать работу заказчику и никому её не отдавать. Заказчик – собственник. Вы мне что предлагаете? Нарушить договор? Раздать работу, что ли? Работу спрашивайте у заказчика. Я надеюсь, что ответил на ваш вопрос.
Весь зал ждал версию мэрии, но и тут Маклыгин ушёл от ответа, заявив, что город работу ещё не принял и поэтому ещё рано рассматривать такой вопрос (дословно: «Когда примем, мы этот вопрос рассмотрим»). Так чего тогда так долго выжидали?
Изучение трафика движения в Чебоксарах проводились с 10 сентября по 11 октября 2016 года. Данные собирались на остановках с использованием камер, а также при помощи автоматических детекторов, которые были установлены преимущественно в троллейбусах и автобусах Чувашавтотранса. Затем до весны эта информация обрабатывалась и вносилась в базу. По крайней мере, официальные цели оптимизации, указанные в итоговой презентации, были таковы:
- Повышение комфорта и снижение временных затрат на передвижение по городу, используя общественный транспорт.
- Повышение безопасности дорожного движения.
- Снижение загрузки улично-дорожной сети.
- Обеспечение удобства перехода к оптимизированной маршрутной сети.
К какому выводу пришёл питерский институт?
В Чебоксарах перегружены чуть ли не все маршруты, которые пересекаются на Московском проспекте, а также в районе ж/д вокзала. Немудрено – других дорог, связывающих районы города, у нас за десятки лет так и не появилось, а о строительстве чебоксарского полукольца (от СЗР до НЮР) по-прежнему остается лишь мечтать.
В рамках опроса установили удовлетворённость перевозками: 56% горожан всем довольны, 27% – нет, а 17% респондентов не смогли дать точный ответ.
Анализ подвижного состава показал, что:
- на коммерческих перевозках (маршрутки) пассажиров перевозят на новых автобусах (до трёх лет),
- техника Троллейбусного управления и Чувашавтотранса далека от идеала – машинам по 10-15 лет.
Как решить проблему, советы института
1 вариант. Единовременное изменение муниципальной и межмуниципальной маршрутных сетей, что повлечёт переход на автобусы большей вместимости с учётом ограничения движения межмуниципальных маршрутов в границах города.
2 вариант (2017-2018). Движение межмуниципальных маршрутов пока остаётся как есть.
3 вариант. При оптимизации межмуниципальной маршрутной сети – развитие 2 варианта с учетом ограничения движения межмуниципальных маршрутов в границах города (стоит ждать очередной запрет для въезда автобусов в Чебоксары, как это было лет семь назад?).
По 2 и 3 варианту предлагается (прим.: наши временно остановились на втором варианте):
- закрыть 20 маршрутов (№№ 10, 14, 16, 18, 21, 24, 34, 36, 48, 49, 50, 51, 56, 59, 60, 60к, 61, 63, 65);
- изменить трассы 18-ти маршрутов (16-ти автобусных и 2-х троллейбусных);
- добавить один новый троллейбусный маршрут (его уже добавили – он ездит как 49-й, но только до хлебозавода).
Но вернёмся к вопросам и ответам (они прекрасны).
– Вы сказали, что предлагаете ездить людям на троллейбусе. Но вы же делаете вывод: более 90% троллейбусов уже отслужили свой век. Троллейбусы не отапливаются. Вы проводили исследование осенью. Зимой в троллейбусах ездить невозможно, они в ужасном состоянии! Вы предлагаете автобусы 11-го, 13-го, 15-го годов в хорошем техническом состоянии заменить троллейбусами? Кто из пассажиров пересядет на эти троллейбусы?
Тут представитель института воззвал к патриотическим чувствам чебоксарцев:
– Если вы хотите, чтобы ваш город развивался, вы должны основной упор делать на развитие муниципального транспорта. И новые троллейбусы нужно покупать [прим.: в последний раз новые троллейбусы приобретались только в 2014 году]. Кроме того, к тому времени маршрутки будут заменены автобусами среднего класса – они будут новее и лучше тех, которые сейчас осуществляют перевозки.
Соляное оставят без автобуса, учитывая очередной этап переселения из аварийных домов с Богданки?
Люди действительно переживают, что закроют единственный автобусный маршрут и им не на чем будет ездить, – заметили петербуржцы. И заверили, что в Соляное раз в 10 минут будет ходить 41-я маршрутка.
41-я маршрутка?
Жителей Соляного ответ не устроил:
– Чем вы хотите ее заменить? 10, 30, 33, 35, 38 школы – они все находятся на улице Николаева! Зачем менять цифры?
– Да тут построили 600 квартир, а новая очередь уже этой осенью.
63-я маршрутка (Альгешево-Контур):
За сохранение этого маршрута собрали 3 тысячи подписей, недавно сообщало ГТРК. «Я лично собрал 240 подписей», – выкрикнул один из присутствующих.
В ответ питерцы заявили, что маршрут слишком длинный, а от начала до конца ездит не так много людей:
На протяжении маршрута пассажиры меняются как минимум трижды. С Альгешево до СЗР едет не более 100 пассажиров – при проходной способности маршрута 285 пассажиров в час и при общей выездной потребности 1300 пассажиров. То есть прямая связь менее востребована. Трасса маршрута на 100% дублирует 18-й троллейбус и на 90% – маршрут 15-го троллейбуса и 52-й маршрутки. Вместо 63-й чебоксарцам предлагают 18-й троллейбус, который будет ходить раз в 12 минут, большие автобусы 2-го маршрута (раз в 8 минут), 20-й автобус (раз в 15 минут), 7-й автобус (раз в 15 минут). В часы пик они будут ходить чаще.
– Сколько раз надо пересаживаться, чтобы доехать из Альгешево до СЗР? Сколько денег надо потратить? – возмутились чебоксарцы. Ответ был тот же – мало кто ездит из Альгешево в СЗР.
– 63-я едет не до Альгешево, а до Мясокомбината! Один маршрут! Там два дома, там завод, там очень много детей. Как они будут добираться до школы вообще, вы понимаете? Почему именно 63-ю закрываете? – раздался из зала крик души. Питерцы в ответ предложили добираться на Мясокомбинат на 20-м автобусе.
– От Мясокомбината до Контура маршрутка едет 45 минут! С пересадками будет два часа!
65-я маршрутка (Садовый – Новый город)
– Ни один маршрут не дублирует 65-ю маршрутку. Как я должен с Садового добираться до Калинина? Вы хотите, чтобы я пересаживался и платил больше денег? Чтобы окупить ваши семь миллионов?
– Если 65-ю отцепят, отключат, уберут, у нас люди останутся без связи с городом.
– Активисты собрали более 1200 подписей. Неважно чьими силами, перевозчика или муниципалитета, мы просим сохранить маршрут.
Петербуржцы продолжали держать глухую оборону:
– Посмотрите, нарисована трасса 65-го маршрута. Только что говорили, что если его отменим, не на чем будет добираться на Калинина и в центр. Я вам просто включаю маршрут автобуса №3 [прим.: едет с Ягодного до Кабельного, но там всего несколько автобусов] – пожалуйста, у вас связь с центром города есть? Есть. На Калинина выход – есть. Пассажиропоток между Новым городом и Садовым настолько мал, что просто нерентабельно гонять такой длинный маршрут. Промежуток? По Калинина и Марпосадскому шоссе есть куча других маршрутов.
– Там дети ездят в садик из разных микрорайонов.
Что? Единый билет?
Эта идея прозвучала из уст Ильи Зотова (Общероссийское объединение пассажиров, член Молодежного парламента при Государственной Думе), который предложил ввести единый билет на 1 час – один раз заплатил, а после пересадки дальше едешь бесплатно. Но в мэрии идею восприняли холодно.
Со слов Зотова, вопрос оптимизации транспорта в Чебоксарах находится на особом контроле общественного совета Минтранса России. Дополнительно с просьбой открытого обсуждения они просили вмешаться главу Чувашии и прокуратуру, но вышло опять криво: это мероприятие проходило в рабочее время, а оповещение было всего за день до этих событий.
Маршруты 52-й и 32-й (Южный-СЗР и Тракторный завод-Университет)
Ответом на вопрос по этим маршрутам питерцы многих удивили: по требованиям безопасности, маршруткам нельзя ездить по территории микрорайона «Университет» – для этого нужно было сначала надо сделать реконструкцию дороги. Кроме того, на 32-м маршруте вообще будут автобусы средней вместимости, которые ездить по Университету просто не смогут.
Маклыгин: Каждому из нас хотелось бы, чтобы прямо к нашему подъезду приходила маршрутка и ехала до нашего места работы. К сожалению, это невозможно. Поэтому нам необходимо формировать маршрутную сеть, которая разгрузит дороги и, самое главное, будет безопасной для жителей.
Дали слово и троллейбусникам, которые после реформы должны оказаться в шоколаде. Выступил Александр Каныгин, директор МУП «ЧТУ»:
Уважаемые товарищи. Я вот сидел слушал – превратили нормальное предприятие в базар. Титаническую работу провели работники института. Есть конкретные предложения, причем верные предложения, которые надо обсуждать. Вы же просто пытаетесь сорвать это мероприятие, я не знаю.
Троллейбусное управление целых 53 года на этом рынке, вы на этом рынке от силы лет 15, ну может 18. Поэтому кичиться, что без вас город не может… Раньше все проблемы транспортные решали, 200 троллейбусов выпускали и 200 автобусов, и все было нормально. Это при том, что на Тракторном заводе было 27 тысяч работников. Были проблемы в часы пик, мы их решали.
Посмотрите, какое у нас сегодня количество маршруток! Надо что-то делать: выйдите в час пик на любую остановку, там стоит пятнадцать маршрутных такси, два ПАЗика и бедный троллейбус, который мог бы забрать сто человек. Ну давайте конструктивно работать. Проблема есть – её надо решать. Давайте её решать разумно. Вы сегодня боретесь не за пассажира, не за то, чтобы пассажир нормально доехал, – вы сегодня боретесь за свои деньги, за свой карман. Вот и всё.
По итогам третьего часа общественных обсуждений на трибуну пробился Семён Кочкин, представившийся скромно – житель юго-западного района:
В докладе института говорили, что какие-то маршрутки дублируют друг друга. 49-я дублирует 17-й троллейбус или 60-я тоже что-то там дублирует. Главное, как я понял, в докладе – что город хочет перейти на более экологический вид транспорта – троллейбусы. И убрать маршрутки, поставить большие автобусы, чтобы они были государственные.
У нас троллейбусы все это время были государственные. И где сейчас эти троллейбусы, сколько у нас сейчас целых троллейбусов, нормальных, которые нормально отапливаются? Помню, в 2011-м году говорили, что будут троллейбусы с WI-FI, – где это все? У нас троллейбусы должны городу и республике огромные деньги, то есть троллейбусное управление управляется из рук вон плохо, потому что оно стало банкротом. Если мы уберем маршрутки, которые управляются эффективно, и поставим автобусы, они тоже будут банкротами, потому что менеджмент неэффективный, менеджмент государственный у нас везде в России, а где что-то управляется государством, это превращается в неэффективное.
Я отлично отношусь к экологии и очень ее люблю, но объясните мне, почему у нас вдруг вспомнили про плановую экономику? То есть мы берем, убираем что-то эффективное, ставим свое государственное. А может, оставим маршрутки? Пусть будут и маршрутки, и большие автобусы. И пусть люди выберут, что им удобнее. Можно отремонтировать троллейбусы, и будут конкурировать троллейбусы и маршрутки, а мы как потребители будем выбирать!
Я услышал, что вот тут автобусы ходить не могут, потому что это незаконно. Если были заключены с маршрутчиками договоры незаконные, почему мы не видим административных и уголовных дел с администрацией города? Где это все, если это незаконно?
Мы говорим про доверие. Я люблю свой город, но не доверяю местной власти. Потому что мэр города Чебоксары под арестом, она обвиняется в коррупции. Ирина Клементьева – бывшая коллега всех вас – депутатов чебоксарского собрания. Она под домашним арестом, потому что она жулик; ну, суд решит, но скорее всего она жулик. Вопрос: как мы можем вам доверять, если вы выбрали жулика? Как мы можем доверять мэру города, которого мы не выбирали?
Что я могу предложить? Вы говорите, что это все плохо освещено. Я могу организовать прямой эфир прямо отсюда на все государственные телеканалы, это несложно. Я уверен, что есть общественники, которые тоже помогут это сделать. Мы можем сделать всю эту штуку максимально открыто – давайте сделаем это. Чтобы было доверие…
Маклыгин ответил сухо и осторожно:
– Значит да, быстро скажу: все заключенные договоры законны. И у вас действительно есть выбор: троллейбусы, автобусы, маршрутки малой вместимости. Все это предусматривает новый проект документа планирования, где оставляются и автобусы малого класса, и среднего, и большого, и троллейбусы.
Пока здание городской администрации едва не полыхало от накала страстей, Алексей Ладыков инспектировал ремонт чебоксарских дорог. Автопортал ZaRulem.ws попросил сити-менеджера прокомментировать планы администрации и петербуржцев.
Проект еще дорабатывается: «Единого согласия все равно не будет, но максимальное количество пожеланий жителей города мы должны учесть», – обещал Ладыков. При этом провести реформу до октября – это «оптимистичный сценарий». Из-за судов и противодействия перевозчиков все может затянуться. Полгода – худший сценарий, – считает он.
Министр транспорта Чувашии Владимир Иванов сообщил, что уже в августе планируют определить подрядчика для аукциона по оптимизации межмуниципальных маршрутов – в первую очередь сюда относятся и маршруты между Чебоксарами и Новочебоксарском. По планам Минтранса, проект будет готов до начала 2018 года.
Ближайшие полгода будут запоминающимся, а потом отработанную схему на себе ощутят ещё и жители Новочебоксарска и посёлка Кугеси.