Жизнь бездомная: про Володю, булочки с маком и врача по субботам
«…Булочек с собой положите – чаю потом дома попьете. А сейчас – с нами за стол», – приглашает нас Игорь. Он не первый год помогает готовить горячие обеды для бездомных и нуждающихся, посвящая этому делу свой выходной день. Игорь просит не фотографировать его, но потом поддается уговорам друзей: «Может, так невеста найдется».
Обед на сто человек
Мы приехали в храм Новомучеников и Исповедников Российских, что напротив «Шупашкара», зимним субботним утром. В трапезной храма уже вовсю кипела работа, а воздух наполнял аромат свежей выпечки.
Как оказалось, самые ранние пташки приходят сюда к семи утра – поставить тесто для булочек и пирожков, почистить картошку и другие овощи.
– Кто может, тот приходит. Обязаловки нет. Всё чистим и режем вручную, специальной техники нет. Дядя Володя и Коля – два пожилых человека – приходят пораньше и чистят картошку, никого к ней больше не подпускают, – с улыбкой рассказывает Татьяна, она здесь с самого первого дня.
Раздача горячих обедов бездомным в Чебоксарах была организована в августе 2012 года. Изначально – в храме Воскресения Христова на заливе по вторникам. Однако этого не хватало, вспоминают старожилы, и решили готовить еще и по субботам. С благословения отца Гурия – настоятеля одного из самых больших храмов в городе – готовить стали здесь, в новоюжном. Постепенно полностью перебрались сюда, в храм Новомучеников и Исповедников Российских, так как жить на два «дома» оказалось не очень удобно: продукты, которые жертвовали люди, приходилось складывать то тут, то там.
– Начинали вчетвером. Сейчас иной раз нас по 10-15 человек собирается. Кто чем занимается: хлеб режет, булочки печет, шинкует, – продолжает Татьяна. – Сейчас готовим в среднем на сто человек: зимой бывает и больше людей, летом меньше.
Поначалу вешали объявления в местах приема стеклотары: приглашали бездомных и нуждающихся на бесплатные горячие обеды. В первый раз пришли три человека, потом – пять, и с каждым разом всё больше.
Про подарки и молитву
С конца ноября и до самого Рождества 7 января у православных Рождественский пост. Он не такой строгий, как Великий: например, во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается рыба.
– В дни поста (всего их в году четыре) готовим только постную еду. Сегодня у нас салат из капусты, на первое – рыбный суп, на второе – гороховое пюре, из напитков компот. Когда поста нет, готовим и мясные блюда, – рассказывает наша собеседница. – Сейчас печем булочки с маком, с изюмом, с корицей, в обычные дни – ватрушки и даже пиццу.
– Я так даже дома не ем! – присоединяется к разговору Игорь, стоящий у плиты.
Хлопочут в трапезной не просто с любовью, но и с обязательной молитвой. Пока одни следили за тем, чтобы булочки не пригорели, а суп не убежал, другие читали акафист (хвалебное благодарственное пение святым – авт.) Богородице «Избавительнице от бед страждущих».
Говорят, что у Бога нет других рук, кроме наших. Все продукты для приготовления горячих обедов нуждающимся закупают на пожертвования. Неравнодушные люди помогают деньгами, крупами, хлебом. Нередко те, кто готовит для бездомных, сами скидываются на очередной обед для обездоленных людей.
– На один день кормления уходит четыре-пять тысяч рублей. Продукты покупаем на рынках, в магазинах. Договоров на поставку с производителями у нас нет, – улыбается Татьяна. – Что-то жертвуют люди: например, приносят крупы и макароны.
Две недели осталось до Рождества. К этому празднику волонтеры готовят своим подопечным небольшие, но такие нужные подарки.
– В церквях вывешиваем объявления с просьбой помочь и принести кто что может: сладости, одежду. Обычно к этим подарочкам прикладываем пару теплых носков, – говорят женщины и замечают, что в праздничные дни нуждающихся на горячие обеды приходит раза в полтора больше.
Приют для бомжей
Горячую еду волонтеры готовят с расчетом на тех, кто находится в приюте для бездомных – есть такой на Хозяйственном проезде в Чебоксарах. В начале зимы там было порядка двадцати человек.
Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, как официально называется приют для бездомных, – учреждение, подведомственное Минтруду Чувашии. Приют открылся в Чебоксарах осенью 2004 года. Бездомные могут бесплатно находиться здесь ровно месяц. Дальнейшее пребывание будет платным – по нашим данным, 180 рублей за ночь.
Почему за ночь? Прийти сюда можно только вечером: накормят, обогреют, при необходимости окажут доврачебную медпомощь. А утром – еще до восьми – отпустят на все четыре стороны.
В приюте существует свой фейсконтроль: пьяных и неадекватных сюда не пускают. Если на осмотре врач выявит какие-либо венерические, инфекционные (например, туберкулез) или любые другие заболевания, требующие лечения, человека направляют в больницу.
Говорят, что еще здесь можно получить помощь юриста и психолога. Но бездомные не особо спешат к этим специалистам.
Два продолжения одной истории
– Многие считают, что мы делаем плохое дело – только кормим, а им нужна социальная адаптация, – рассказывает руководитель группы помощи бездомным в Чебоксарах Елена Левина и делится историей о своем однокласснике. Он попал в тюрьму, освободился, жил на улице. Однажды пришел на раздачу горячих обедов, где его узнали и постарались вытащить из этой бездомной среды. – Вместе с другим одноклассником, который помогает нам с кормлением – привозит одноразовую посуду, перечисляет деньги на продукты, – мы сняли ему комнату, купили телефон, постарались помочь в решении разных бюрократических вопросов, только устраивайся на работу и живи! Но он всё равно вернулся на улицу… Сейчас у него последняя стадия рака гортани. Хлопотали, чтобы его взяли в больницу, оформили пенсию по инвалидности. После этого он у кого-то жил, но недавно его снова видели на улице. Бездомные сбиваются в компании и возвращаться к нормальной жизни не хотят.
Но есть и другие истории – с хорошим продолжением.
В храме Иконы Божией Матери «Скоропослушница» по улице Пирогова за порядком на территории следит мужчина лет пятидесяти, все зовут его просто Володей. Однажды он тоже оказался на улице и повадился ходить на раздачу горячих обедов в новоюжном районе. Там познакомился с Надеждой, в былые годы она работала фасовщицей на одном из предприятий города, но внезапно жизнь повернулась другим боком…
Одно время они жили в приюте для бомжей, искали работу. Володя стучался в разные организации, просился на работу дворником, получал отказы, но всё равно пытался найти заработок. Сейчас Володя и Надя снимают квартиру, не гнушаются никакой работы. Когда мы спросили, как ему удалось уйти с улицы, Володя улыбнулся: «Батюшке спасибо, он помог, в храм взял».
– Кто хочет, тот социализируется, – и Володя тому пример. Первое время, когда он перестал ночевать в приюте для бомжей, нам даже оттуда звонили, спрашивали: а где Володя? – говорит отец Михаил Павлов, настоятель храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Чувашской митрополии. – А есть среди этих бродяг те, кому вообще ничего не надо. Один мужчина, занимающий высокое положение в обществе, рассказывал, что его отец вот так ходит с бездомными или сидит на улице, собирает милостыню, от помощи сына отказывается. Просто ему хочется так жить.
Нерешенные проблемы
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который возглавляет отец Михаил, помогает малоимущим семьям, одиноким старикам, бездомным, беременным.
– Была у нас в Чебоксарах врач Елена Колесникова (несколько лет назад перебралась в Новосибирск), которая пришла ко мне с инициативой по кормлению бездомных. Мы поддержали ее организационно и финансово. Сейчас группой помощи бездомным руководит Елена Левина, – рассказывает священник. – Любое благое дело, как правило, начинается с одного человека, а в дальнейшем держится на энтузиастах. Раньше и я выезжал на медицинские осмотры бездомных (отец Михаил по первому образованию врач, в начале двухтысячных несколько лет работал сердечно-сосудистым хирургом в Республиканском кардиодиспансере – авт.), сейчас служу в церкви, исповедую и могу только направлять, подсказывать по мере своих сил.
Продолжая нашу беседу про бездомных и нуждающихся, отец Михаил замечает: нет задачи социализировать этих людей, спасти всех, живущих на улице, – им просто нужно помочь.
– Проблемы всех людей не решишь. Это всё равно что навсегда решить проблемы справедливости, страданий, болезни, смерти – не будет такого никогда. Это промысел Божий, – говорит батюшка. – Звонили из БСМП: у них уже третий бездомный человек за последние дни, и куда-то этих пациентов надо выписывать – занимают койки. А куда выписывать? По идее, этим вопросом должно заниматься государство, а звонят нам. У социальных служб есть свои нормы и правила, и не все под них попадают.
Например, чтобы разместить человека в психоневрологическом интернате, нужно пройти специальную комиссию – а ее ждать полгода. А где эти полгода жить, что делать?
– У нас есть такой подопечный: лежит в квартире, за которую у него накопились огромнейшие долги. Родственников у него нет, – продолжает отец Михаил. – Социальные службы ничем помочь не могут: у них нормативы, говорят, что разместить его в специализированном интернате не получится. Отправили подопечного в БСМП, оттуда – в Красночетайскую больницу. Из Красных Четай мне звонят: мы больше не можем его держать, – и отправили обратно в Чебоксары. А у него есть психические отклонения. В больницах его принимать отказываются, говорят, некому за ним смотреть. В итоге привезли и положили обратно в эту квартиру. Покормить, поменять памперсы к нему приходят соцработники и наши сестры милосердия (при храме есть православное сестричество – авт.). Но соцработник трудится по пятидневке и за это получает деньги, а наши сестры там и в будни, и в выходные, и в праздники – на абсолютном энтузиазме. Каждый раз боюсь: когда-то у них этот энтузиазм закончится… В больницах всегда есть люди с улицы, попавшие в медучреждения с сочетанной травмой. Девать таких людей потом некуда – вот они и возвращаются обратно на улицу.
Заветная тарелка
Когда обед для бездомных сварен, хлеб нарезан, одноразовая посуда упакована, те, кто готовил, сами садятся за стол. Сначала молитва, а потом трапеза. Простая, постная еда, но как всё вкусно! За столом обсудили, кто едет кормить, а кто останется в храме – мыть посуду и убирать со стола. Мужчины – на выход, без них на кормлении бездомных не обойтись: они и огромные термосы с горячей едой носят, и следят за порядком.
Кормят бездомных и нуждающихся на оборудованной площадке за рынком «Шупашкар» по улице 324 Стрелковой Дивизии.
– Первое время, конечно, ничего не было: кормили на ящиках, без крыши над головой. Два года назад сделали навес, оборудовали линию раздачи, – рассказывает руководитель группы помощи бездомным Елена Левина. – С виду кажется, что среди пришедших мало бездомных – некоторые весьма неплохо одеты. Но приходят люди, как мы им откажем? Если я хорошо живу, неужели приду сюда питаться? Есть среди них просто малообеспеченные семьи, есть старенькие бабушки и дедушки. Они приходят озлобленные, голодные, но очень нас ждут.
По вторникам и субботам после полудня волонтеров с горячей едой здесь и правда ждут не дождутся. Перед вкушением пищи звучат библейские истории и обязательная молитва вместе с батюшкой. Получив заветную тарелку с супом или вторым блюдом, люди едят молча, быстро, не отвлекаясь. Кто посмелее, подходит за второй порцией и в сторонке перекладывает еду в майонезное ведерко или грязную банку с крышкой – ведь до следующего горячего обеда, который будет через несколько дней, надо что-то есть.
– В основном приходят одни и те же. Многих уже знаем по именам, знаем, кто и как живет. Кого-то жены, дети из дома выгоняют, кого-то обманули мошенники – лишили квартиры, другие освободились из тюрьмы – а идти некуда. В основном на улице оказываются люди постарше, те, кому за пятьдесят, – рассказывает Татьяна, которая занимается кормлением бездомных с самого первого дня создания группы.
Кстати, доброе начинание поддержало православное братство «Сыны Афона» при храме в СЗР. Они кормят бездомных и нуждающихся в Новочебоксарске – каждый день по будням с 12 до 13 часов за торговым комплексом «Олимп» по улице Винокурова. Руководство «Олимпа» выделило для этих целей специальную площадку, здесь оборудовали столы, скамейки, навесы.
– Сейчас в среднем на обед приходит по 70-100 человек. Первый раз – в марте – были двое. Мы прошлись по тем местам, где обычно собираются бездомные, объявили, что будет раздача горячих обедов, – рассказывают братья. – Два раза в неделю для бездомных готовят в новочебоксарском баре «Барсук», другие два дня – в столовой АТП-6, один день готовим сами – все условия для этого есть, в торговом комплексе «Олимп» нам выделили помещение.
Учиться состраданию
Раз в неделю, по субботам, бездомных, пришедших подкрепиться горячей едой, осматривает врач. Сегодня на дежурстве Елена Владимировна – врач-физиотерапевт Президентского перинатального центра. С напарниками Владимиром Геннадьевичем из БСМП и Екатериной Викторовной из Республиканской клинической больницы они заранее распределяют, кто в какую субботу сможет сюда приехать.
У врачей есть аптечка – специальная тумбочка, волонтеры привозят ее вместе с обедами. В тумбочке и лекарства, и перевязочные средства, и антисептики. По необходимости эту аптечку пополняют медикаментами. Конечно, всё очень простое: облегчить боль, но вылечить – вряд ли.
– У кого голова болит, у кого сердце. Бывают различные травмы, порезы, ожоги, обморожения, – рассказывает Елена Владимировна. – Обрабатываем раны. Даем не более трех таблеток.
Врача сразу окружили, стоило ей только прийти. Осматривает здесь же, на улице, дает рекомендации, интересуется жизнью своих пациентов:
– У вас есть дом? А тазик дома есть? Держите ногу в соленой воде два-три раза в день…
Уже после приема всех больных и страждущих наша собеседница рассказывает: эти люди очень радуются любому знаку внимания, доброму слову.
– Глядя на них, очень многое в своей жизни начинаешь ценить, – отмечает Елена Владимировна. – Учусь у них состраданию, милосердию. Бездомный знает, каково это – оказаться без помощи, совсем одному. Он никогда не пройдет на улице мимо лежащего человека – поможет сам или обратится к людям, попросит вызвать скорую. Потому что бездомный знает цену жизни.
Текст – Оксана КУЗЬМИНА,
фото – Ирина КУЗНЕЦОВА.
Интернет-проект «НА-СВЯЗИ.ru».