Про аэросани и водолазов: как работают спасатели зимой
На календаре вторая половина декабря, а лед на водоемах еще не совсем окреп – местами попадаются промоины. К сожалению, в Чувашии уже есть первые жертвы неокрепшего льда. Кто спасает рыбаков и как приходится работать под водой – об этом в репортаже «НА-СВЯЗИ.ru».
На новую базу республиканской поисково-спасательной службы по Канашскому шоссе нас пригласили, когда снега еще не было (поэтому не удивляйтесь солнечным фотографиям). Раньше здесь располагалась пожарная часть мясокомбината, позже площади передали в ведение республики.
Сотрудники МЧС совместно с поисково-спасательной службой рассказали, какая техника помогает им обеспечивать безопасность на водоемах зимой, ну и, конечно, вытаскивать из передряг тех, кто попал в беду.
Работа на морозе
Традиционное построение, проверка всех документов, специального утепленного обмундирования. Сотрудникам Государственной инспекции по маломерным судам МЧС не привыкать работать на холоде. Впереди еще праздник Богоявления, когда тысячи жителей республики решат окунуться в проруби, а спасателям придется круглосуточно дежурить возле крещенских купелей.
Вместе с удостоверением у каждого сотрудника должен быть жетон – при заступлении на смену этот номерок нужно обязательно надеть на шею.
– Номер, указанный на жетоне, соответствует номеру удостоверения. Если случится чрезвычайная ситуация, то по этому жетону можно определить сотрудника, – рассказывают в МЧС.
Что касается техники, то основная ее часть находится на спасательной станции в Чебоксарах.
– Катера здесь не выставлены. А снегоходы и аэросани для более быстрого реагирования базируются на набережной, где домик моржей, – отметил главный госинспектор по маломерным судам Чувашии Герман Майков. – Остальная техника выезжает отсюда, с Канашского шоссе, по вызову: газели – на техногенные аварии, поисково-спасательная, водолазная техника – по необходимости. И не только на происшествия на Волге, но и на водоемы по всей республике.
Когда лодка не проплывет
Начальник отряда республиканской поисково-спасательной службы Евгений Лукшин немного рассказал о каждом виде техники.
Квадроцикл, как правило, используется для поиска людей в лесистой местности, в полях. «У него важна не скорость, а именно проходимость», – говорит Евгений Венегдитович. Снегоход – для разведки, как в лесу, так и на водных объектах зимой по льду. К снегоходу можно прицепить спецснаряжение для транспортировки пострадавшего или чтобы доставить до места ЧП водолазное снаряжение.
На автомобилях, которые находятся в распоряжении спасателей, доставляют снегоходы и катера до водоемов, патрулируют акваторию Волги и других рек с берега. Специально оборудованные «газели» выезжают также на аварийно-спасательные работы в техногенных условиях.
– Такая «газель» рассчитана на семь человек. Внутри есть гидравлические инструменты, пневмоподушки – используем их при ДТП, разборе завалов, – рассказывают сотрудники поисково-спасательной службы. – В автомобиле имеются баллоны со сжатым воздухом – для работы в непригодной для дыхания среде. Также есть трехколенная лестница (позволяет забираться на высоту третьего-четвертого этажей), альпинистское снаряжение, спусковое устройство – используем для эвакуации людей из высотных зданий. Могут понадобиться носилки – они тоже в машине есть.
Осенью 2017 года на вооружение спасателей поступили аэросани. Эта техника легко маневрирует, предназначена для доставки спасателей к месту происшествия в период ледостава, когда лодка уже проплыть не может, а снегоход еще не пройдет.
– Аэросани легко перемещаются со льда на воду и обратно, развивают скорость до 130 километров в час. Это вездеход – может двигаться через острова, заросли камыша. За прошлый сезон использовали около тридцати раз для поиска пострадавших на воде и доставки их на берег, – рассказывает Евгений Лукшин.
Судно на воздушной подушке «Марс-700» знакомо, пожалуй, большинству рыбаков в республике. Эта техника уже более десяти лет патрулирует акваторию Волги. Экипажи «Марса-700» спасли не одну сотню людей.
Под водой на ощупь
А теперь о печальном. Если человек утонул, к работе подключаются водолазы.
На место поисков выезжает водолазная машина – она оснащена всем необходимым для работы специалистов под водой и для оказания медицинской помощи.
– Есть два типа водолазных костюмов: мокрый и сухой. Первый – гидрокостюм – мы используем в теплое время года. Вода внутрь проникает, но тепло из него не выходит, – рассказывает начальник подразделения поисково-спасательной службы Александр Петрушкин. – В костюме сухого типа работаем и зимой, и летом – если под водой могут быть холодные родники. «Сухой костюм» не пропускает воду, под него надевается теплое белье.
Водолазы обязательно работают в паре: один под водой, второй страхует на поверхности. Он также должен быть в полном обмундировании.
– На того, кто погружается под воду, обязательно надеваются страховочная веревка и дополнительный груз. При себе у водолаза должны быть подводный фонарь и специальные ножи. Под водой много рыболовных сетей, водолаз может зацепиться – не раз такое бывало, – продолжает Петрушкин. – Страхующий водолаз, оставшийся на поверхности, всегда должен чувствовать напарника, который работает под водой. Есть специальные сигналы, которые передают сверху: например, иди правее, поверни налево, остановись. Водолаз под водой тоже может передать сигналы страхующему коллеге: допустим, если он нашел то, что искал.
В поисках водолазам помогает 3D-сканер – его приобрели пару лет назад.
– Он крепится к лодке (мы ее возим с собой) и сканирует, где и что лежит под водой. Бывают такие происшествия: человек утонул, а водоем огромный, где искать – неясно. Иной раз поиски приходится вести неделями: видимость нулевая, только на ощупь и работаем, – рассказывает Александр Петрович.
На экране сканера можно разглядеть очертания тела человека.
– Также иногда сотрудники МВД обращаются – просят найти под водой орудие преступления, – отметил Петрушкин.
Спасатели говорят: какая бы замечательная техника ни была в их распоряжении, хочется использовать ее как можно реже. Но пока не получается: жители республики выходят на неокрепший лед ежедневно, рискуя жизнью.