Как уберечь детей от наркотиков: интервью с главным детским наркологом Минздрава Чувашии
Заведующий диспансерно-поликлиническим отделением № 2 (по обслуживанию детско-подросткового населения) Республиканского наркологического диспансера, врач-психиатр-нарколог Лилия Дорофеева ответила на вопросы cheb.media.
Предупрежден – значит вооружен
Лилия Георгиевна, расскажите, пожалуйста: как распознать, что ребенок употребляет наркотики?
Первое, на что следует обратить внимание, – нарушение сна. Возможно, ребенок недосыпает в связи с большой нагрузкой в школе. Но если он поздно ложится или с утра появляются проблемы с подъемом и подготовкой к школе – на это надо обязательно обратить внимание. Плюс сонливость на уроках.
Далее, у ребенка появляются проблемы в школе: не доходит в школу, уходит с последних уроков. Резко снижается успеваемость, возникают конфликтные ситуации не только с педагогами, но и с родителями.
Третье – появляются рассеянность, забывчивость, ухудшается память и способность к обучению.
Следующий момент – это смена настроения: оно меняется быстро, зачастую нет предпосылок для этого. Только что он в хорошем настроении, а через пару минут переходит в раздражительность и агрессию. Агрессивность может проявляться не только в отношении сверстников, но и в отношении педагогов и родителей.
В этих случаях не нужно ждать и списывать перемены на подростковый возраст. Обязательно нужна консультация специалиста. Хорошо, если ребенок не употребляет наркотики. Если же есть какая-то проблема, то чем раньше родитель придет к нам, тем более благоприятным будет результат.
Но если ребенку сказать «пойдем к наркологу» – он откажется.
Поэтому мы говорим родителям: ни в коем случае не нужно угрожать, читать мораль, силой тащить подростка к наркологу. Иначе его агрессия будет только увеличиваться.
Поначалу мать или отец может прийти к специалисту один. Мы обговорим какие-то конкретные моменты. Кроме того, у нас сейчас хорошо развита химико-токсикологическая лаборатория: родители могут принести биологические среды ребенка, и мы сможем подтвердить или исключить факт потребления психоактивных веществ.
А что именно нужно принести?
Мочу. После этого родитель получит консультацию нарколога, психолога, социального педагога.
Какая работа ведется в школах
Есть ли какие-то мероприятия в школе – например, проверки или тестирование детей?
Вообще в школе проводится довольно большая работа. У нас выделяется три уровня профилактики.
Первичная профилактика – это работа со здоровыми детьми, где мы не говорим о наркотиках, о последствиях, зато рассказываем о том, что сегодня модно быть здоровым. То есть предоставляем ребенку альтернативу психоактивным веществам. В этом направлении работает достаточно большой штат педагогов, психологов, социальных работников в школе. Врачи-наркологи тут не привлекаются.
Вторичная профилактика – это работа с детьми группы риска. Если в школе выявляется проблемный ребенок, тогда уже подключаются и врачи, и психологи, и соцработники.
Третичная профилактика – чисто медицинская модель: лечение и реабилитация больных.
Что касается медицинских осмотров в школах: с 2014 года в образовательных организациях на территории Российской Федерации проходит ежегодное социально-психологическое тестирование. Оно проводится анонимно, добровольно. В случае выявления детей из группы риска врачи-наркологи подключаются ко второму этапу – это проведение медицинских осмотров. Вы мне можете задать вопрос: как так, это же анонимно? Отвечаю: если в классе выявляется один ребенок группы риска, врач-нарколог осматривает весь класс.
По итогам тестирования и осмотров потребители наркотиков у нас в Чувашии не выявлены. Но обнаруживаются другие проблемы, которые решаются в рабочем порядке с педагогами школ.
Какие вопросы в тестировании? Как выявляются дети из группы риска?
У нас есть утвержденный опросник с большой группой вопросов, который позволяет определять не столько склонность к потреблению наркотиков, сколько склонность вообще к аддиктивному поведению.
Аддиктивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния. Этот механизм реализуется путем употребления определенных веществ (алкоголь, запрещенные препараты) или повторением какого-либо вида деятельности – игромания, трудоголизм, переедание и так далее.
Допустим, после опросов и осмотров выяснилось, что ребенок употребляет наркотики. Будет ли это предаваться огласке?
Нет. У нас четко отработан алгоритм с педагогами. Например, учитель выявил на уроке ребенка с признаками алкогольного или наркотического опьянения. Что делать? Понятное дело, в первую очередь оповещаем законных представителей, подключаем медицинского работника школы – он оценивает, нужна ли медицинская помощь или госпитализация. После этого вместе с законным представителем они приходят к нам для проведения медицинского освидетельствования. Следующий этап – в тот класс, где выявлен ребенок группы риска, выходит специалист и работает в рамках вторичной профилактики. Мы не указываем, что такой-то мальчик или девочка с такими-то проблемами, специалист просто работает по тематике психоактивных веществ.
А потом ставят на учет?
У нас нет такого слова, есть понятие «диспансерное наблюдение» – в течение года мы за этим ребенком наблюдаем. И по итогам года, если у него всё хорошо, мы снимаем его с наблюдения.
А где будут лечить подростка, если у него серьезные проблемы?
Базовым организационно-методическим отделением является наше – Диспансерно-поликлиническое отделение № 2 по обслуживанию детско-подросткового населения. На проспекте Ленина, 25 у нас представлена амбулаторная служба. То есть здесь мы проводим консультирование, амбулаторное лечение.
Если возникает необходимость в стационарном лечении, предусмотрено пять коек на базе Наркологического отделения на Пирогова, 6. Плюс еще пять коек на базе нашего Реабилитационного центра. Там получают медицинскую помощь подростки старше 15 лет. Те, кто младше, госпитализируются в психиатрическую больницу.
Быстрое привыкание
Какое влияние оказывают наркотики на неокрепший детский организм? Наверное, привыкание происходит гораздо быстрее, чем у взрослого?
Конечно. Психоактивные вещества – это большая группа веществ. Когда мы говорим о влиянии на взрослый организм, четко себе представляем, что достаточно быстро формируется психическая и физическая зависимость. Что уж говорить о детском организме! Подростковый возраст – это период бурного развития, меняется эмоциональная и интеллектуальная сферы. У детей зависимость формируется намного быстрее.
Еще хотелось бы отметить, что еще есть особая категория детей, которые часто поступают к нам, – инфантильные, незрелые, уже имеющие проблемы в психологическом плане. Психоактивное вещество для них имеет разрушающий эффект и быстро поражает в первую очередь мозг. Любое наркотическое вещество – это входные ворота в психиатрию. Любое ПАВ приводит к развитию синдрома энцефалопатии, или попросту слабоумия. Поэтому чем быстрее мы выявим проблему, тем лучше будет исход.
Вообще психоактивные вещества – это сигареты, алкоголь и наркотики. Кроме того, сегодня среди несовершеннолетних распространяется вещество насвай – сразу оговорюсь, это не наркотик. Однако он очень быстро формирует зависимость. Вообще среди несовершеннолетних (до 18 лет) распространены производные конопли и амфетамины-стимуляторы.
А что такое спайсы?
Это синтетический наркотик, то есть амфетамин. Спайсы – это большая терминология, там может быть смесь всего.
Как таковой опийной группы, куда входит героин, который был раньше, сегодня среди несовершеннолетних не регистрируется.
Нужно разговаривать со своими детьми
С какого возраста родителям нужно быть бдительными?
Знаете, к нам на прием уже стали приходить родители 9-10-летних детей с зависимостью от насвая. В отношении наркотиков – это группа 14-16 лет.
Но вообще бдительность должна быть всегда.
А что вообще защищает ребенка от наркотиков? Секции, кружки?
Тут очень много аспектов. Но самое главное – это семья. Те дети, которые к нам попадают, просто недолюбленные. Многие родители задают вопрос: ну как это он недолюбленный? Хорошо питается, хорошо одевается, у него телефон последней модели, ездит каждый год за границу – что не так?
Но дети нам дают абсолютно другую модель любви – им очень важно, чтобы с ними разговаривали.
Когда мы проводили исследование «Традиции у наших детей», знаете, что они сказали? Первая традиция – ходить на кладбище на Троицу, вторая – шашлыки. Мне стало страшно.
Сегодня мы очень мало разговариваем с детьми. Я многим родителям говорю: вечером после работы найдите 5-7 минут, заварите чаю с баранками, пряниками спросите у ребенка: как сегодня прошел твой день?
Но дети же могут воспринять это как допрос?
Нет. Может быть, поначалу это будет восприниматься как допрос, но практика показывает: им очень важно, чтобы с ними разговаривали. Единственная проблема вот в чем: чем младше ребенок, тем больше он сам всё расскажет – садик, начальное звено. Подростки другие – они разговаривают с родителями тогда, когда нужно им. А у нас ведь как бывает: пришли домой, и начинается вторая, третья смена – времени на детей нет.
Может быть, в этот день ребенок захотел поговорить, очень важно уловить этот момент. Я всегда говорю: если есть контакт с ребенком, это очень большой процент в профилактике потребления психоактивных веществ.
Следующее – досуг, вы правильно сказали. Чаще всего у нас даже преступления совершаются после школы. Дело было вечером, делать было нечего. Дети собираются в компанию, а в компании всё что угодно можно попробовать. Поэтому обязательно должен быть организован досуг. И вообще просто супер, если в выходные мама, папа и ребенок куда-то выйдут вместе. Мы так бежим за временем, что у нас не остается возможности побыть вместе, а для детей это очень важно.
У меня наблюдалась одна девочка, которая сказала: Лилия Георгиевна, я семь лет хожу в школу, и мама с папой ни разу у меня не спросили, как твой день прошел, чем ты живешь, какие у тебя проблемы. И вот у нас наблюдаются такие недолюбленные дети – их чуть погладишь по ладошке, а они уже плачут.
А ведь есть еще категория родителей, которые потакают всему?
Это совершенно другая модель, соглашусь с вами. Есть детки недолюбленные, в семьях которых идет гипоопека (отсутствие должного контроля за ними), у их родителей низкий социальный статус – это одна категория.
Но есть и другая, когда родители думают так: я жил плохо, у меня много чего не было – и стараются всё это компенсировать своим отпрыскам. У таких детей нет никаких обязанностей вообще, до школы сами они дойти не могут, их возят на машинах. Это дети с гедонистическими установками – только на получение удовольствия. Хочу красиво жить, а делать ничего не хочу. Здесь уже иной мотив. Если в таких семьях появляется проблема с психоактивным веществом, ребенок начинает манипулировать родителями: купи мне шубу, телефон или еще что-то, а я еще подумаю, перестать употреблять наркотики или нет.
Оказывается ли у вас какая-то помощь родителям?
Конечно. Мы прекрасно понимаем, что если мама с папой не будут участвовать в этом процессе, то никакого результата мы не получим. Поэтому на нашей базе проводятся не только индивидуальные консультации. В понедельник и вторник у нас открыты бесплатные школы для родителей. Здесь работает команда специалистов: врач, психолог и социальный работник. Если родитель готов после индивидуальных занятий перейти в работу группы – пожалуйста. Кроме того, в нашем отделении с 2000 года организована школа для родителей на базе Чебоксарского электроаппаратного завода – по средам с 12 до 13 наш специалист выходит туда.
Мы прекрасно понимаем, что проблема есть, она была всегда, просто менялась сама структура психоактивного вещества. Да, сейчас есть дети – потребители психоактивных веществ, но у нас достаточно неплохие показатели на уровне всей страны. Кроме того, в Чувашии на протяжении многих лет не регистрировались несовершеннолетние до 18 лет с синдромом зависимости, то есть детей с диагнозом алкоголизм, наркомания, токсикомания в нашей республике нет. У нас пока есть только дети-потребители – они на этапе проб.
В любом случае, почувствовав неладное, вы всегда можете обратиться к нам. Наша наркологическая служба есть в Чебоксарах, Новочебоксарске и Шумерле.
Диспансерно-поликлиническое отделение № 2 (по обслуживанию детско-подросткового населения) находится по адресу: Чебоксары, пр. Ленина, 25 .
Телефон: +7 (8352) 626363
Время работы: с 08:00 до 20:00 (пон-пят), с 08:00 до 13:30 (суб)