Кладбище под Красной площадью: что нашли археологи (18+)
В Чебоксарах при реконструкции Красной площади строители случайно обнаружили древнее захоронение. То есть как случайно: то, что в этом месте были храм и кладбище, не то, чтобы большой секрет, но власти этот факт почему-то проигнорировали.
Срочно позвали археологов, и дали им три недели, которые уже подходят к концу. Что успели откопать хранители истории, о прошлом и будущем Красной площади cheb.media рассказала Наталия Березина – ведущий научный сотрудник исторического направления Института гуманитарных наук, кандидат исторических наук.
Что нашли на Красной площади
– Территориально раскоп находится на месте древнего города. Тут много чего было: Красная площадь, женский Благовещенский монастырь, который существовал с XVII века. Здесь же располагалось кладбище при монастыре, а потом при церкви. Когда город разросся, на этом месте появилась торговая площадь.
Мы находимся внутри монастырской территории, наш раскоп затронул часть кладбища.
В «Советской Чувашии» недавно вышла статья, где приводятся слова директора Госцентра по охране культурного наследия Александра Ипатьева, который заявил, что это не центр города и здесь нечего охранять.
Что совершенно неверно: не нужно быть историком или археологом, чтобы знать, что это территория Красной площади, старого города. Мы знаем, что по закону Российской Федерации всё, что старше 100 лет, является археологией. А здесь доказанные культурные слои начинаются с XVI века! – удивляется Наталия Степановна.
Археологи раскопали несколько десятков захоронений: они расположены очень плотно, друг на друге, в несколько ярусов: как и сейчас, земли в городе всегда было мало, каждый пятачок ценился. Но само кладбище было достаточно большое. Много младенческих погребений – они вообще лежат в земле без гробов, видимо, к кому-то из родственников выкапывали ямку и подзахоранивали. Точно сказать возраст исследованных могил археологи пока не могут, но, судя по историческим источникам, это XVII–XVIII век.
Благовещенский храм просуществовал с 1689 по 1930 года, вероятно, до этого здание было деревянным. В 1932 года Благовещенскую церковь разобрали и из этого кирпича возвели гостиницу «Волга», из-за строительства Чебоксарской ГЭС в 1982 году ее пришлось снести.
Рядом находилось духовное училище, оно было при этом же храме, его построили в 1840 году. В советское время здание сначала отдали под сиротский дом, затем там была сельхозшкола, и в 30-е годы появилась совпартшкола. Но позже и эту постройку разобрали.
Людей хоронили в деревянных гробах, скрепленных железными гвоздями. Вместе с костями археологи находят нательные медные крестики. К какой эпохе они относятся, специалисты определят по стилистике, орнаментации, форме, размеру. С самими человеческими останками будут работать антропологи из Казани – с ними уже заключили договор. Они воссоздадут облик горожан того времени и выяснят, чем питались люди, как жили, чем болели, какова была продолжительность жизни, как они выглядели.
Для ученых представляет интерес не только кладбище, но и начальная территория города – слои XVI века (а может быть, и старше).
– Очень жаль, что мы работаем в авральном режиме, что не было возможности провести исследование перед стройкой, как это делается во всех странах. Когда строился Крымский мост, сначала в Тамани работали археологи. И сколько открытий они там сделали! Строители могли всё взять и разрушить, но нет ведь – любят и берегут свое наследие.
Почему так получилось, что начали реконструкцию Красной площади без нас? Наверное, тут комплекс причин. Во-первых, хотели сделать побыстрее, во-вторых, может, действительно не знали, в-третьих, не сработали те органы, которые наделены государством именно функциями охраны культурного наследия – они должны были на начальном этапе следить и учитывать интересы исторического объекта. В итоге не сработали все.
Удивляет позиция нашего Минкультуры: мы уже сколько дней здесь работаем, но только на прошлой неделе к нам пришел директор Госцентра по охране культурного наследия, да и то со скептическим взглядом: мол, покажите, что у вас тут есть исторического, где у вас XVI век. Грустно, что мы не любим свой город, несмотря на все громкие заявления и мероприятия. А ведь это реальный повод проявить свою гражданскую позицию. Это кладбище – наши с вами предки, горожане, история нашего города, живая и реальная, – сетует Наталия Березина.
Что делать с останками, пока не решили
На раскопках трудятся 24 человека: 20 студентов исторического факультета ЧГПУ (на целый месяц их освободили от занятий) и четверо сотрудников Института гуманитарных наук. ЧГИГН заключил договор с каждым из ребят, и их работа оплачивается из тех средств, которые заплатили строители. Как говорят студенты, работа продвигается достаточно быстро – грубо говоря, за день на один штык лопаты. Но исследуют только то, что раскопают, всё остальное трогать не будут, хотя там тоже погребения.
– Нельзя сказать, что всё совсем плохо. Когда мы начали встречаться (и Ладыков был здесь, и генеральный директор «Дорисса»), мне кажется, власти поняли ценность раскопок. Видите, какой они нам навес построили. Сейчас мы видим поддержку с их стороны. Хотя, может быть, я тешу себя надеждой, а здесь всё решают деньги: чем быстрее закончим, тем лучше для них.
Я слышу иногда аргумент: в советское время же строили, а чего нам сейчас? Мы живем в XXI веке, меняется наше отношение к собственной истории. И мы не можем жить мерками прошлого, а должны смотреть вперед и с большим уважением относиться к прошлому, понимать его и знать. Как мы сейчас отнесемся к погребенным горожанам, может быть, также и с нами поступят потомки – выбросят наши кости и трактором раздавят.
Так же было и с кладбищем возле главного корпуса ЧГПУ: стали рыть и обнаружили могилы. С таким сталкиваются все крупные города мира. Но эти вопросы решают, никто не замалчивает и не строит на костях. Нужно найти консенсус, придумать долгосрочную программу по постепенному изучению и перезахоронению. Зная теперь, что здесь кладбище, мы не можем жить, плясать и веселиться на этом месте.
Как поступить с этими останками? Это такая благодатная тема для обсуждений в обществе. Можно подключить краеведов, историков, искусствоведов. Тут есть повод для дискуссий, каких-то творческих решений вопроса, научных исследований.
Это погребение студенты раскопали при нас: на первых фото видны сохранившиеся останки крышки гроба, серебристое пятно на третьем фото – нательный крестик
Какие находки еще обнаружили
Кроме останков людей археологи нашли много костей животных. Также очень много керамики, которая важна для археологов: именно по ней датируются слои. В основном, тут чернолощеная керамика XVIII–XIX веков, но есть и более ранняя белоглиняная керамика. Были монеты XIX века.
А в верхних слоях обнаружили следы посуды, фрагментов стеклянных изделий, монеты военных времен – 1941-1946 годов (в то время здесь был штаб военной части). И хотя это собственно не относится к археологии, но это тоже часть нашей истории.
Есть фундаменты нескольких сооружений, пока ученые затрудняются датировать их, возможно, это основание какого-то дома, а, может быть, связано с кельями или какими-то иными постройками самого монастыря. Ясно будет чуть позднее.
К сожалению, раскопки ограничатся только этим небольшим участком на Красной площади (на глаз — метров 20 на 20).
– Конечно, территория захоронения куда больше. Просто так глубоко строители копают только здесь. В остальной части исторический слой не нарушается, и будет просто сверху залит бетоном. Мы ведь проводим не плановые исторические раскопки, а спасаем то, что еще можно спасти, – считает кандидат исторических наук научный сотрудник ЧГИГН Николай Мясников.
– Возле Свято-Троицкого мужского монастыря тоже очень много всего интересного, на том месте сейчас копают траншею, а там культурный слой очень большой мощности, самый древний город. Но у археологов уже нет ни моральных, ни физических сил изучать эту территорию, – говорит Наталия Степановна.
Ссылки по теме:
В Чебоксарах при реконструкции Красной площади нашли захоронение
Археологи: при реконструкции Красной площади разрушили исторический слой
Фоторепортаж: как выглядит Красная площадь спустя три месяца с начала реконструкции