Из кабины асфальтоукладчика: так мы ещё про дороги не рассказывали
В пятницу утром, 1 сентября, те, кто направлялся в северо-западный район, проехали по совершенно новому полотну Московского проспекта. Накануне, в девять вечера четверга, когда автомобилистов стало поменьше, на дорогу вышла тяжелая техника и люди в оранжевых одеждах. Их задачей было до утра закончить участок от «Семи холмов» до кольца Рощи.
Вместе с ними вышли на работу и мы…
Под ногами – 150 градусов горячего асфальта, в легких – чад расплавленного битума и полимеров, в ушах – грохот, перед глазами – поднятый кузов грузовика, за спиной – люди с лопатами, под рукой – горячий кофе и крепкое словцо: именно так проходит рабочая смена водителя асфальтоукладчика. На скорости 21 метр в минуту.
Пока обитатели автофорумов ругают дорожников, те тоже не остаются в долгу. Наша беседа началась с жалоб на автомобилистов: сметая оградительные знаки, некоторые деятели несутся прямо по мягкому асфальту, оставляя там колеи, «сами себе дорогу портят».
Спустя пару часов мы и сами увидели, как авто разворачивается аккурат между заградительным пластиком и машущими на него руками дорожниками. Водителю было не до таких пустяков, ему нужно было развернуться именно здесь и никак иначе. Бывает.
Достается дорожникам и от «беспредельщиков-маршрутчиков», которые отличаются хорошо прокачанным дзеном и не реагируют на запретки. И даже от добропорядочных троллейбусов – те порою не помещаются на своей полосе и проходят вплотную к технике, задевая зеркалами локти дорожников.
– Парадокс: молодые девчонки за рулем рогатого транспорта пролетают мимо нас не глядя, и мы им нисколько не мешаем. А вот пожилые водители, у которых опыта должно быть больше, едва проползают, не ленясь сказать нам пару ласковых, – удивляются сотрудники «Элитстроя».
Московский проспект поделили по четной и нечетной стороне: одну половину делает «Элитстрой», другую – «Воддорстрой». Несмотря на то что окончание контракта «Элитстроя» в июне следующего года, он готов сдать работу заказчику уже в сентябре. «Воддорстрой», в свою очередь, тоже приступил к своей части проспекта.
Генеральный директор «Элитстроя» Валерий Атрохов в эту ночь тоже не спал. Мы встретили его на обочине дороги задумчиво наблюдавшим за работой катков.
– На Московском проспекте полная замена покрытия? Бордюры входят сюда?
– Частично. Меняем те, которые разрушены. Остались еще заездные пути, карманы, съезды, поднятие люков, колодцев. Сейчас на участке работают порядка 40-50 человек и 16 единиц техники. Смотрите, какой ответственный момент: стык старого асфальта с новым, нужно избежать скачка и неровности, сделать переход как можно глаже.
– Как скоро откроете движение?
– Пока асфальт не остынет, лучше по нему не ездить. С учетом температуры воздуха, часа через четыре уберем заградительные знаки.
– У нас почему-то очень любят укладывать асфальт под дождем. Какие осадки вообще позволительны для замены полотна?
– Если чуть-чуть влажно, то влага просто испаряется с горячего асфальта. Каток тоже поливает покрытие, поэтому моросящий дождик не вредит процессу.
Самое главное, успеть до осадков сделать розлив. Если розлив сделан до дождя, эмульсия уже прилипла, битум, частички сцепились, то и дождь не помеха.
Холодная погода, дождь, снег – эти факторы влияют на уплотнение. Если достигли требуемого ГОСТом коэффициента уплотнения, значит, природные условия не помешали.
– Работаете согласно прогнозам синоптиков?
– Каждое утро сверяемся. И знаете что, иногда их прогнозы даже сбываются!
– После того как комиссия снимает пробы асфальта, кто должен залатать образовавшиеся вырубки?
– Подрядчик, и чем быстрее, тем лучше. Под колесами маленькая ямка быстро растет, особенно при осадках. Если автомобиль едет по ровной дороге, то это динамическая нагрузка. Когда ямы – добавляется статика. Колесо на яме подпрыгивает и через полметра опять падает. Таким образом, плохие дороги быстрее приходят в негодность, чем хорошие.
– Если говорить о примерах – Сугутский мост тоже относительно недавно ремонтировали, не более пяти лет прошло…
– С Сугутским мостом дело вот в чем: там заранее было известно, что асфальт долго не протянет. Морозозащитный слой полностью разрушен, превратился в труху. Но пока мост не вскрыли, никто не представлял масштабов разрушений основания. А когда вскрыли – то дело оказалось даже не только в том, что стало нужно больше денег, а в том, что заказчик оказался не готов надолго перекрывать движение и уходить на капитальный ремонт основания. Это парализовало бы четверть города. Есть информация, что этот мост начнут капиталить в следующем году.
Вообще с основанием наших дорог есть определенные проблемы. Многие из них делали еще в советское время, а сколько лет с тех пор прошло и как выросло количество автомобилей! Но в городских условиях очень сложно уйти на длительный ремонт, поэтому часто дело ограничивается обновлением верхнего полотна.
Асфальт – это всего лишь покрытие. На плохую стену мы не будем клеить обои, отвалятся. Нужна регенерация. В Чебоксарах «регенерировали» Эгерский бульвар, улицу 9 Пятилетки, Социалистическую.
На этой жизнеутверждающей ноте мы оставили Валерия Александровича дальше контролировать рабочий процесс и прошлись вдоль участка дорожных работ. Три девочки тащили собаку к горячему асфальту: пытались перейти улицу. Босолапая собака упиралась изо всех сил и на горячее ступать категорически не хотела. Пешеходы длинными прыжками пересекали дорогу. Строительная техника продолжала двигаться дальше к Роще. Асфальт парил. Заканчивалось лето.
Впрочем, экшена не было – это в прошлом
Знаменитое видео от 2009 года, новая дорога у Дома торговли.