Интервью
«За слова ответишь»
Защищаем честь и достоинство с компанией YAHATIN
— Как часто люди или компании обращаются в суд, чтобы защитить свое доброе имя?
— Не так часто, как кажется. Но все же подобные прецеденты нет-нет, да случаются.
Так, нашей компании доводилось защищать интернет-издание, на которое подал в суд один из чиновников — формулировки в материале ему показались несправедливыми.
«Показались» — это верное слово, поскольку суд принял позицию издания и расценил спорные формулировки как исключительно субъективное мнение, а не какой-то факт, который требует подтверждения или опровержения.
Но тут надо учитывать, что для чиновников и депутатов, как публичных людей, обязанных отчитываться о своей деятельности, допустимый спектр критики шире, чем для обычных людей или, скажем, селебрити.
— Как же отличить субъективное мнение от оскорбления?
— Надо избегать переходов на личность и необоснованных обвинений, потому что если будет назначена экспертиза, которая признает указанные сведения оскорбительными, то с вас еще могут взыскать компенсацию морального вреда. Но тут многое зависит от эксперта, конечно.
Сейчас практика складывается так, что СМИ и блогеры прекрасно осведомлены, как правильно подавать информацию, чтобы не нарваться потом на судебные разбирательства.
Вот почему иски к СМИ довольно редки, чаще суды о защите чести и достоинства происходят между физлицами или компаниями.
— Как правильно защищаться, если вы решили, что ваши честь и достоинство пострадали?
— Заранее понимать, что будут расходы: не только свои, но и, в случае проигрыша, придется оплатить судебную экспертизу спорных выражений плюс юридические расходы ответчика. И эта сумма сейчас может достичь ста тысяч рублей, тем более после того, как госпошлина на подачу таких исков возросла до трех тысяч рублей, а если вы решите заявить и о компенсации морального вреда, то это еще три тысячи сверху. Ну, и услуги представителя.
Если вы твердо решили судиться, то начать надо со сбора информации. Говоря о СМИ, то мы фиксируем видео, сохраняем печатное издание, в случае сайтов или соцсетей — делаем скриншоты и обязательно заверяем их у нотариуса. То есть, на момент заверения порочащая вас информация должна быть в интернете. Могут быть использованы и свидетельские показания. Словом, чем больше доказательной базы удастся собрать, тем лучше.
— Насколько сейчас обязателен досудебный порядок решения подобных споров?
— Не обязателен, законом это не предусмотрено, это ваше право, а не обязанность. Прежде суды негативно относились, если не было досудебки, но в последние годы ситуация изменилась.
Материалы по теме:
— Что делать, если вашу компанию преследуют в интернете хейтеры-анонимы, которые явно нацелены на то, чтобы испортить вам репутацию?
— Даже если оскорбления нанесены онлайн-анонимами, это вовсе не значит, что вы не можете подать в суд.
Порочащие, недобросовестные сведения скриншотятся, заверяются, иск оформляется.
Тут надо учитывать, что интернет-площадки редко отвечают за поведение своих пользователей, потому что сейчас мало где принята предмодерация. В некоторых случаях площадка может быть соответчиком, но она все равно не будет выплачивать компенсацию.
Соответственно, суд просто признает эту информацию не соответствующей действительности, потом копия вступившего решения отсылается интернет-площадке, и вредительские комментарии будут либо удалены, либо вместо них размещено опровержение.
Впрочем, такие вещи чаще всего решаются в досудебке — многие интернет-площадки не заинтересованы в судебных разбирательствах и пытаются уменьшить количество жалоб на себя.
Разумеется, люди оскорбляют друг друга не только в интернете, но и в обычной, повседневной жизни.
В юриспруденции известен прецедент, когда директор школы написал такую характеристику несовершеннолетнему, что за нее пришлось отвечать в суде. Указанные в документе сведения (алкоголь, кража телефона) никак не были подтверждены, и судом было доказано, что эта характеристика опорочила честь и достоинство ученика.
Также порой обращаются за защитой сотрудники органов внутренних дел, которых оскорбили, например, при задержании. Тут порой доходит и до уголовного преследования, — так один нетрезвый нарушитель столь агрессивно себя вел, что за пять минут наговорил еще на полтора года.
— Приходят за юридической поддержкой и врачи, оскорбленные своими пациентами.
Тут могут помочь свидетельские показания, и если показания медсестры, как сотрудника-подчиненного, не всегда заслуживают полного доверия в суде, то отлично подходят показания других пациентов, которые что-то слышали или видели.
Или, например, пациенты приходят домой и начинают писать комментарии о некачественном лечении. И в том случае, если врач или клиника решат обратиться в суд, такому пациенту хорошо бы иметь доказательства, что лечение на самом деле проведено плохо. Справку от другого врача об ухудшении самочувствия, например.
– При этом подать иск в суд имеет право как врач от своего имени, так и клиника. Только моральный вред клиника получить не сможет, да и упущенную выгоду доказать почти невозможно.
Как убедить суд в том, что вы потеряли деньги из-за плохих комментариев в интернете?
— В любом случае, прежде, чем подавать иск, хорошо бы все взвесить и обсудить с грамотным юристом.
На первичной консультации в компании YAHATIN мы выслушиваем клиента, смотрим, что у него есть, советуем, какие документы необходимы собрать еще, изучаем судебную практику и даем предварительные прогнозы.
Понятно, что стопроцентная гарантия невозможна, поскольку многое зависит от того, какую экспертизу назначит суд, да и от самого судьи, от его мировоззрения, жизненного опыта.
Заранее выбрать более лояльного судью не получится — иски подаются по месту жительства ответчика, а если ответчик не известен, то по месту жительства истца. Так что остается надеяться на справедливость, собственное здравомыслие и хороших юристов.
Юридическая помощь бизнесу в компании «YAHATIN»:
Чебоксары, ул. Карла Маркса 47, этаж 1, каб. 23;
Казань, улице Бутлерова, 21, помещение 18;
Партнёрский материал
Реклама. ООО «Юридическая компания «Яхатин».