«Чебоксары-вышка»
Репортаж из самого сердца аэропорта
18.04.2020
Этот материал мы начали готовить несколько месяцев назад, но внезапно всё закрутилось и завертелось.
Сегодня чебоксарский аэропорт находится в вынужденном простое: пассажирские авиарейсы по понятным причинам отменили. Собственно, такая же ситуация и с железнодорожным сообщением. Но всё это временно! А пока давайте вспомним, как это было совсем недавно.
О нашем аэропорте многие судят, глядя на здание аэровокзала, однако это неправильно.
Аэропорт – организация, состоящая из многих структур и служб, но многое спрятано от глаз пассажиров. Вы вряд ли сможете увидеть работу аэронавигации, диспетчеров, метеослужбы и многих других, но все они работают чётко и без сбоев.
С 2015 года в жизни аэропорта многое изменилось: с приходом инвестора в лице ООО «Международный аэропорт Чебоксары» («МАЧ») увеличилось количество рейсов. Вы же помните, что раньше летал в основном Ютэйр, а цены на билеты были космическими?
За последние годы в разы увеличилось количество рейсов, а по итогам 2019 года установили новый рекорд: впервые в истории перевезли 394 586 пассажиров.
«Основной показатель работы аэропорта – количество пассажиров. В 2016 году чебоксарские воздушные ворота приняли 164 тысячи пассажиров. В 2017 году – 252 тысячи человек, с советских времен таких цифр не было (в 1988 году количество пассажиров было близким к 300 тысячам). В 2018 году «МАЧ» перешагнул порог в 270 тысяч человек.
Ну и не стоит забывать, что в ближайшее время воздушные ворота Чувашии ожидает глобальная реконструкция. Но сейчас мы хотим рассказать о совсем другом.
Святая святых аэропорта – диспетчерская вышка
Добраться до этого места можно только на специальном авто, а гостей здесь в принципе не бывает. Такова специфика профессии. К счастью, для нас сделали исключение.
Репортаж пришёлся на непростое время: в тот день на Чебоксары обрушился ледяной дождь, на дорогах начался апокалипсис, коммунальные службы не справлялись с гололедицей.
Аэропорт между тем работал в штатном режиме, спокойно, чётко, без аврала. Все борты были приняты. Несмотря на то что утром коэффициент сцепления был всего «0,3» (минимальный порог), благодаря слаженной работе аэродромной службы к 9 часам утра он повысился до «0,36».
Коэффициент сцепления – это комплекс показателей: скорости ветра с учетом направления, состояния поверхности взлетно-посадочной полосы. Он влияет прежде всего на торможение борта при посадке – чтобы самолет не унесло с полосы.
Нам очень повезло: кроме прилетающих двух самолетов и вертолета, мы увидели пересменку диспетчеров, которая происходит до приема бортов, входящих в зону ответственности чебоксарской аэровышки.
Обычно в авиадиспетчерской находятся два человека – диспетчер и руководитель полетов (либо старший диспетчер).
Всего здесь 16 диспетчеров, они трудятся в три смены, но не круглосуточно. Иногда бывают ночные рейсы, включая летний чартер из Антальи. Как правило, в зимнее расписание сам аэропорт работает до 22:30, аэронавигация – до 22:40.
Сейчас чебоксарские диспетчеры обслуживают не только наш аэропорт, но и аэропорт Йошкар-Олы. Такая вот работа без каникул. Все сотрудники «вышки» работают в Госкорпорации по организации воздушного движения.
А вы знали, что в аэропорту вертолёты идут на посадку, как и самолёты? Они летят вдоль взлётно-посадочной полосы и по диагонали снижают высоту, а не садятся вертикально. По крайней мере, при нас было именно так.
Знакомьтесь – это авиадиспетчер Елизавета Приказчикова, её голос знаком многим радиолюбителям. На этой хрупкой девушке лежит большой груз ответственности. Работает авиадиспетчером с 2017 года, ради этой профессии переехала к нам с Севера.
«Для этой работы, во-первых, очень важно здоровье. Мы регулярно проходим ВЛЭК – врачебно-летную экспертную комиссию, где проверяют зрение, слух, причем тщательно, чтобы не было никаких отклонений.
Во-вторых, нужно почти в совершенстве знать английский язык, потому что приходится работать и с иностранными экипажами [транзитные борты]. Каждые три года приходится подтверждать уровень знаний: кто-то это делает здесь, кого-то отправляют сдавать экзамены за границу.
На диспетчера обучают в трех вузах – в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске, также есть филиалы в Красноярске и Хабаровске. Еще есть в Санкт-Петербурге летное училище, где после одиннадцатого класса учатся три года», – рассказала Елизавета.
За год аэронавигация обслуживает порядка 3 тысяч воздушных судов. И это не только регулярные рейсы, но и чартеры, и вертолеты.
Посадка «Победы» из окон диспетчерской вышки.
Кроме того, диспетчеры ведут пролетающие борты; правда, по ночам, когда заканчивается рабочий день, ответственность переходит на Казань.
У аэронавигации свое время – по Гринвичу, минус три часа от московского.
Управление со стороны диспетчера включает в себя абсолютно все этапы движения самолета – как в воздухе, так и на земле.
И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта. Постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и прочее. Всё время находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
А это уже посадка «Нордвинда», который летал к нам по утрам из аэропорта «Шереметьево». С 28 марта они приостановили полёты как минимум до конца апреля, а «Победа» – с 1 апреля и до улучшения ситуации.
Но «вышка» – это только вершина айсберга. Несколькими этажами ниже сидят технические специалисты, откуда диспетчерам поступают все необходимые данные.
В качестве эпилога. Искренне благодарим Чувашский центр ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» и «Международный аэропорт Чебоксары» за эту экскурсию и очень надеемся, что совсем скоро все мы вернёмся к обычной нашей жизни.
Cheb.media: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!