Константина Ишутова освободили из-под стражи и запретили пользоваться интернетом на два месяца

Московский районный суд запретил Ишутову до 4 декабря пользоваться интернетом, выходить из дома с 10 вечера до 6 утра, общаться с участниками дела и пользоваться обычной почтой. После заседания Следственный комитет предъявил ему обвинение по статье о реабилитации нацизма.

ishutov007

Информация о задержании блогера Константина Ишутова появилась вечером 5 октября. На следующий день (выходной) уже было назначено заседание по мере пресечения, однако на него под предлогом нерабочего дня никого не пустили. Решение не было принято, подозреваемого вернули в изолятор временного содержания, а заседание перенесли на понедельник.

Желающих посетить зал суда 8 октября набралось порядка 30 человек. Сначала все ожидали в темном коридоре – в здании суда частично отключили свет. Судебные приставы у дверей предупредили, что в зале всего десять посадочных мест, и предложили выбрать «делегатов».

— Если судья скажет десять человек, то десять запустим. 

— Если заседание открытое, почему нельзя в более большом зале?

— Такого нет.

— Есть же на 3 этаже в том конце.

В зал действительно все попасть не смогли. До появления судьи Сергея Трихалкина блогер заявил, что вину не признает, уголовное дело, по его мнению, фиктивное, а преследование связано с его расследованиями в отношении сотрудников Следственного комитета и МВД.

«На меня оказывалось давление со стороны ФСБ, ночью приезжали, под конвоем уводили, заставляли переписывать протоколы, подписанные ранее у следователя. Мне говорили что-то по поводу свастики, но это был формальный предлог, потому что меня на всех этапах (во время обыска, когда меня везли к следователю, у следователя, в ИВС) вопрос был только один: откуда у меня документы по различным уголовным делам. Только это.

Предлагали признать вину, иначе меня закроют в СИЗО, где будут невыносимые условия, а потом [говорят] ты 5 лет будешь доказывать, что невиновен».

После задержания из дома подозреваемого изъяли 3 компьютера, жесткий диск, 7 SD-карточек, 111 музыкальных дисков и велосипедный шлем. У родителей забрали телефоны. Мать Константина рассказала, что отдала свой сыну, когда его забирали. Ей объяснили, что он лишь подпишет документы и вернется. После обыска и изъятия техники у них дома нет никаких средств связи.

В самом начале заседания Константин попросил обеспечить нормальное освещение в зале. Однако ответ судьи был коротким.

— А можно как-то фонарик, свет подсветить, я свои [записи] не вижу. Вам ближе к окну-то светло, а я ничего не вижу. Прошу суд обеспечить проведение процесса в соответствии с федеральными законами.

— Ясно.

Константина Ишутова обвиняют в реабилитации нацизма за публикацию в сети Facebook листовки, якобы формирующей одобрительное отношение к немецкой оккупационной политике, и вменяют ему часть вторую ст. 354.1 УК РФ. Согласно ей, он совершал противоправные действия с использованием средств массовой информации. Почему следствие решило, что социальная сеть является СМИ, возможно, станет известно на заседании по уголовному процессу. Кроме того, СК должно еще доказать, что страница на Facebook действительно принадлежит Ишутову. Сейчас их аргументация строится на скриншотах, где имя и фамилия подозреваемого совпадают.

Следователь Пантелеев попросил смягчить меру пресечения Ишутову и вместо содержания его в ИВС попросил установить ограничение на перемещение в ночное время суток, общение с участниками дела, использование интернета и почты. Последнее не позволит Константину даже самостоятельно обжаловать действия следствия.

Защита посчитала, что такие ограничения неоправданны, а аргументы, приведенные следствием, не тянут на доказательства. Адвокат Юрий Иванов предложил альтернативный вариант:

Сейчас пользование интернетом — это основной способ передачи или получения информации и не обязательно какого-то криминального или полукриминального характера. Человек просто будет находиться в информационном вакууме. Я прошу суд отказать в ходатайстве следователя в части наложения ограничения действий на моего доверителя. Есть и другие меры пресечения, в частности поручительство депутата Госсовета [Константина Степанова], которое обеспечит в полной мере расследование этого уголовного дела.

Судья Сергей Трихалкин удалился в совещательную комнату. В это время в коридоре здания суда активно обсуждался новый пресс-релиз на сайте Следственного комитета. В нем упоминается, что в отношении Ишутова начата проверка на «причастность подозреваемого к совершению других преступлений, в том числе связанных с распространением детской порнографии, которая была обнаружена в ходе обыска у него дома».

Через несколько минут судья в полной мере удовлетворил просьбу обвинения. На выходе из здания суда Константина Ишутова попросили сесть в служебное авто и доставили в правоохранительные органы для предъявления обвинения (до этого он был в качестве подозреваемого).

Также трое журналистов и блогеров, которые часто общаются с Ишутовым, получили повестки в СК на допрос в качестве свидетелей. Теперь они являются участниками дела, и им запрещено общаться с обвиняемым до 4 декабря.

 

Обсудить на форуме