Репортаж

Ядринмолоко: как живет «наша корова»

26.12.2024

«Ядринмолоко» – это крупнейший производитель молочной продукции в Поволжье.

Мы лучше знаем его продукцию под брендом «Наша корова», и если вам тоже интересно, какой путь проходит молочка от дойки до наших холодильников, то оставайтесь с нами, мы все вам покажем и расскажем.

 Место действий: город Ядрин, наши дни.

Директора предприятия, Романа Малова, мы застали в рабочем, хоть и несколько задумчивом настроении.

Реальное положение дел здесь скрывать не намерены и признаются честно: к концу декабря нам ждать подорожания молочки на 20-25%.

На самом деле цифры подросли еще в сентябре, но все это время федеральные торговые сети сдерживали их, работая ниже своих плановых показателей и не поднимая резко цены на продуктовую корзину. Но вечно такая ситуация продолжаться не могла.

Причин такого роста сразу несколько. Это и общая инфляция, которая несет за собой увеличение зарплатного фонда, и ключевая ставка, влияющая на весь агропромышленный сектор в целом. Прежде отрасль субсидировалась за счет государства, и кредиты держались на уровне 5%. Сейчас условия субсидирования и кредитования ужесточились, что прямо бьет по рентабельности.

Ну и, конечно, стоимость самого сырья. Если в прошлом году завод принимал молоко по 38 — 39 рублей за литр, то сейчас около 50 рублей.

«Ядринмолоко» закупает молоко высшего сорта только у проверенных фермерских хозяйств Татарстана, Кировской и Нижегородской областей, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Чувашии – у тех, с кем молокозавод работает много лет.

Можно, наверное, принимать от населения по цене по 24-26 рублей за литр, но рисковать качеством продукции и репутацией никто не собирается.

При этом, молока у хозяйств становится все больше, а у населения все меньше.

– Ну, держать корову сегодня мало кто решается, ведь это действительно тяжелый труд, – объясняет Роман Малов. – Если ты работаешь сам, никого не нанимая, то корова, разумеется, принесет какой-то доход.

Давайте посчитаем: если нормально кормить корову, то она дает 25 литров в день. Берем среднюю стоимость молока от населения, пусть 25 рублей.

Получается 18 тысяч рублей, минус стоимость воды литров (60-70 литров), сена, овса, других кормов – 5 тысяч рублей.

Итого: 13 тысяч в месяц с одной коровы. Для деревни это какая-то прибавка к доходам.

Но это бесконечная работа, надо вставать в четыре утра для дойки, а людей, способных на это, становится все меньше.

Ты никуда не можешь уехать даже на один день, это совсем другой образ жизни, который уходит, и, наверное, это правильно. На замену встают фермерские хозяйства.

От молокохозяйств на завод в течение рабочего дня приезжают фуры с молоком.

Лаборатория проверяет молоко на жирность, белок, чистоту, кислотность, антибиотики, – итого более 10 показателей, и если молоко не соответствует критериям, то оно отправляется обратно. Проверяют даже вкус и запах.

При этом существуют коэффициенты, надбавки за жирность, за белок, от этого корректируется цена.

На завод молоко прибывает охлажденным и необработанным. После лабораторной проверки оно через специальные трубы скачивается в охлаждающие емкости – молочные танки, минуя человеческие руки.

В аппаратном цеху молоко проходит множество различных процессов: очистку, сепарацию (разделение на сливки и обезжиренное молоко), нормализацию и пастеризацию.

В магазинах можно найти ультрапастеризованную продукцию других производителей, которая не скисает месяцами.

У «Ядринмолоко» другой подход: здесь нагревают молоко только до 97% градусов, не доводя до кипения. При этой температуре умирают те микробы, которые могут испортить молоко, ускорить его скисание, но при этом сохраняются все полезные свойства.

В каждом молочном танке отдельная продукция, где-то заквашивается сметана, где-то ряженка, кефир, йогурты, всё четко согласно рецептурам.

Весь завод управляется из операторской, с помощью компьютерных программ – куда какое молоко потечет, какой жирности, в каких пропорциях.

Дальше продукция попадает на конвеерные линии, ПЭТ-бутылки закупаются в сжатом виде – в виде маленьких колпачков – преформ, от горячей температуры они нагреваются и раздуваются до полноценной молочной бутылки.

Конвеер-залипалка: молоко разливается, на бутылки надеваются крышечки, клеятся этикетки, логотип «Честный знак» – все происходит автоматически.

На фото – этикетки другой торговой марки, это обычная практика, когда сети заказывают продукцию, которые продают под своим брендом.

К слову, таких кувшинчиков в новом году не будет – их заменит картонная упаковка.

Тут дело в том, что производители упаковки из Швеции перестали поставлять их в Россию, а отечественных аналогов пока нет.

Перемены коснулись не только упаковки, меняются целые производственные линии. Прежде «Ядринмолоко» работало на европейском оборудовании, которое нынче сложно обслуживать, поэтому переходит на отечественные аналоги.

Курс развития остается прежним – автоматизация, цифровизация, максимальное упрощение ручного труда.

Например, этот робот-рука – незаменимый и неутомимый помощник грузчиков. Он сам опускает тяжеленные упаковки с молоком на палеты, заботливо подкладывая между ними картон.

На предприятии ценят своих сотрудников, а их география довольно широка. Четыре служебных автобуса курсируют между Ядрином и Шумерлей, Воротынцем, Аликово, Чебоксарами.

Работает социальная программа «антивахта», поскольку здесь твердо уверены, что долгие поездки к другие регионы плохо влияют и на семью, и на здоровье.

На заводе рады тем, кто устал мотаться по другим регионам и хочет работать в родной республике. По большому счету, кто-то ездит в Москву за те же деньги.

Условно, человек уезжает на 30 дней, живет в каком-то бараке, получает 60-80 тысяч. На заводе в Ядрине грузчик за месяц работы посменно получит 50 000 рублей.

Фото сверху: «Ядринмолоко» и город Ядрин (на заднем плане)

– Нужно создавать такие условия в сельской местности, чтобы здесь хотелось жить, – уверен Роман Малов.

– Есть те, кто устал от вахт, есть те, кому надоел город и кого потянуло на природу. Поддержка молодых специалистов на селе — это важная тема, которой, конечно, надо заниматься. Но это противоречит естественным процессам, молодежь все больше стремится в большие города, в то время как люди постарше — наоборот.

И наша задача, чтобы эти люди выбирали Ядрин. К нам на конезавод, например, приезжала семейная пара из Москвы, привезли четырех лошадей орловской породы.

Вот они решили переехать из столицы и очень долго искали землю. Подмосковье все раскуплено. Они смотрели Нижегородскую область, Башкирию, Татарстан, до Урала дошли. Нашли на излучине Камы.

Говорят — если бы раньше знали, что в Ядрине такие красоты, да еще и конюшни, то может к нам бы переехали. То есть, запросы на такие земли есть.

Что мы делаем, чтобы люди переезжали к нам, на сурские красоты? Запускаем рыбу в озера, Сергач очистили по программе «Чистый водоем».

Хотим, чтобы вся Чувашия и Нижегородская область приезжали к нам на бесплатную рыбалку. И у нас очень дальний прицел — чтобы не только старшее поколение, но и их дети, их внуки запомнили, как у нас красиво.

Чтобы мысль «как классно в Ядрине» жила в них до той поры, пока не придет желание переехать на природу. Завод существует 93 года, мы умеем мыслить поколениями.

Фото из архива, старый молокозавод в Ядрине, 2006 год

Для студентов и практикантов достраивается общежитие, предприятие готово доплачивать целевикам, которые хорошо учатся, заключен договор с Аграрным университетом (сельхозакадемия).

«Ядринмолоко» информирует: если кто-то из абитуриентов хочет получить целевое обучение от предприятия, то можно написать напрямую на завод, будет заключен договор с ВУЗом или ССУЗом, если там есть специальности по нужным направлениям.

При этом, можно успеть сделать это даже летом, если ребенок понимает, что ему не хватает баллов по ЕГЭ и нужна подстраховка. Это направления по агроинженерии, лабораторным специальностям, программированию.

Словом, работы на заводе хватает, время в пути из Чебоксар – все равно что до Новочебоксарска по пробкам добраться. А трасса до Ядрина быстрая.

«Нам бы электричку», – мечтает Малов. У него вообще мечты с грандиозным размахом. Хотелось бы и сырный завод рядом, и собственный коровник. Впрочем, это уже вполне себе планы.

— Свой коровник — это выгоднее, чем закупать молоко?

— В каждый год по-разному.

— Тогда зачем оно вам вообще надо?

— Ну потому что порядок должен быть. Я планирую коровник на 6 тысяч голов, мы уже приглядели себе хозяйство в Нижегородской области, но в нынешней ситуации подзаморозили проект.

Тут без кредита никак не обойтись, бюджет — 6 или уже даже 8 млрд рублей, а процентные ставки вы и сами видите.

К тому же, это долгие деньги, которые окупятся лет через десять. И сейчас влезать в это слишком рискованно. Чуть-чуть ситуация должна измениться.

А вот с детским питанием и сырами все куда конкретнее. Их пока не поставили на линии, выпускают на проверенных производствах, но как только объемы разгонятся, появится и оборудование.

Сегодня молочка из Ядрина отправляется в Нижегородскую область, Марий-Эл, Татарстан, Москву, — радиус 600 км, далеко везти сроки годности не позволяют. А увеличивать эти сроки предприятие не собирается, во-первых, ближний рынок достаточно емкий, во-вторых «живое молоко» полезнее и вкуснее.

Забавно, что в каждом регионе свой спрос на молоко.

Так, в Чувашии самой большой популярностью пользуется то, что с жирностью 2,5, а в Нижегородской области — с более высоким процентом жирности.

А какую «Нашу корову» любите вы?

Партнёрский материал

Реклама. ОАО «Ядринмолоко» 

Scroll Up