Интервью
Минимизируем налоговые риски с юристами компании Yahatin
Рекомендации от юридической компанией «YAHATIN»
Как бизнесу избежать неприятностей в стремительно меняющихся экономических условиях? Подстраховать себя от неприятностей с налоговой как компаниям, так и обычным людям? На что обратить внимание при продаже земли?
О налогах и не только — в этом материале, где наш собеседник: Сергей Юрьевич Аликов, партнер юридической компании Yahatin.
— Кому может понадобиться юрист, если речь идет о налогах?
— Например, самозанятым. К нам можно обращаться по любым вопросам, в том числе по видам деятельности и грамотным договорам.
А вот организациям лучше всего обращаться к юристам еще на стадии планирования сделки. Проверить своего контрагента, уточнить, как грамотно и законно провести налоговую оптимизацию.
Мы можем выполнить налоговый аудит, чтобы собственник был уверен, что с его бизнесом все в порядке.
— Почему без профессионального консультанта сегодня опасно оптимизироваться?
— Известная в налоговых органах статья Налогового кодекса 54.1 говорит о том, как оценивать свои налоговые риски.
Многие стремятся к тому, чтобы законно экономить на налогах, применяя специальный налоговый режим, где ставка ниже, — так называемую «упрощенку». Но порой предприниматели начинают искусственно дробить бизнес, сейчас эта схема на слуху благодаря блогерам, проверки которых широко освещаются в СМИ.
То есть, например, если сеть кафе, где за каждую точку отвечает отдельный ИП, и они не спешат становиться группой компаний, но фактически находятся под одним руководством. У них централизованные снабжение и бухгалтерия.
Или производство дробится на разные организации, чтобы не выйти за пределы доходности и применять упрощенку.
Сейчас власти эту схему пытаются прикрыть, и в каждом случае могут быть нюансы, которые необходимо учесть для законной оптимизации налогов, вот тут и нужны юристы.
— Может, есть смысл в оформлении франшизы?
— Это может стать актуальным решением и для кафе, и для магазинов. Один бренд и разные организации, оказывающие услуги.
В любом случае, к каждой ситуации надо подходить индивидуально, смотреть судебную практику, законодательство.
Здесь мы можем оценить риски и дать свои рекомендации. Планировать действия, работать на упреждение, не ждать, когда начнутся выездные проверки.
— Случается, что частная компания выигрывает в суде у налоговой?
— В последнее время налоговая, как правило, не проигрывает.
Это происходит, потому что уже на стадии планирования выездной проверки налоговая оценивает, стоит ли вообще ее начинать, есть ли судебная перспектива у планируемого доначисления.
Со своей стороны, мы помогаем своим клиентам оценивать налоговые риски как в отношении хозяйственных операций, так и в отношении отражения этих операций в бухгалтерском и налоговом учете исходя из перспективы доказывания правомерности действий налогоплательщика.
— А обычные люди приходят за юридической консультацией о налогах?
— Не так часто, как бизнес.
На бытовом уровне мы, к слову, вообще не задумываемся о налоговых последствиях.
Например, вы решили продать участок, не целиком, а частями. Проводится межевание, и юридически получается, что образуются два самостоятельных участка, которые находятся в вашей собственности менее пяти лет.
— Новые пять лет отсчитываются от даты межевания, даже если у участка не менялся собственник?
— Именно. И тогда вам приходится платить налог с дохода от продажи такого участка.
— Какие консультации вы оказываете индивидуальным предпринимателям?
— Самые различные. Например, ИП продает автомобиль, который был у него в собственности более трех лет, и получил доначисление в 6%, поскольку налоговая решила, что этот автомобиль использовался в предпринимательской деятельности.
— Как это определяется?
— Ну, прежде всего, по типу машины.
Легковая — это один вопрос, а какой-нибудь «каблучок» или грузовичок явно же не для личных целей используется.
Взять тот же лизинг: организация покупает машину в лизинг, потому что так выгоднее, эту покупку можно отразить в расходах предприятия, включая все лизинговые платежи.
И вот, когда автомобиль выкуплен из лизинга и его хочется перевести на физлицо, начинаются сложности. То есть, фактически вы вынуждены продать машину по рыночной стоимости, а значит, придется платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Продать по нерыночной — опять же чревато проверками.
— Почему нельзя оставить их на балансе предприятия?
— Если автомобиль висит на юрлице, то обычный человек ею управлять не может.
Нужны соответствующие документы:
- доверенность,
- путевой лист,
- договор с компанией, которая проверяет трезвость водителя.
Иногда, чтобы этого избежать, авто передают в аренду своему же сотруднику за умеренную плату. Но тут опять же налоговая может решить, что такое решение невыгодно предприятию.
— А вдруг предприятие просто автоматизировало производство?
— Тогда должны быть расходы на приобретение станков, программного оборудования.
В последние годы компании нередко переводят своих сотрудников в статус самозанятых, чтобы платить за них меньше налогов.
Поэтому, если вы заключаете договор с самозанятыми, даже если они никогда прежде не были у вас в штате, то нужно оформлять договор правильно.
Следует избегать формулировок о том, из которых может сложиться впечатление, что самозанятый является штатным работником. Он должен выступать или подрядчиком или лицом, оказывающим услуги.
В договоре нельзя прописывать рабочий график самозанятому, регулировать его обязанности. Он привлекается для конкретной функции: сколотить стол, провести фотосъемку.
И самое важное: самозанятый два последних года не должен быть сотрудником компании, с которой заключает договор. По данному вопросу мы также оказываем всестороннюю помощь бизнесу.
— Еще какие типичные ошибки бизнеса?
— Тревожным сигналом может стать и то, что индивидуальный предприниматель на упрощенке снял все деньги со счета. Будут проверяться договора, с кем работает ИП, не прогоняет ли он деньги через фирмы-однодневки.
Например, большая компания берет в субподрядчики ИП, который платит 6% налога. И вот компания скидывает суммы на ИП, а выполняет ли он хоть какие-то работы на самом деле, — будет проверяться.
- Лучший суд — это тот, который не состоялся.
- Лучшая налоговая проверка — которая не была назначена.
Юристы компании Yahatin всегда готовы просчитать ваши риски и помочь их минимизировать.
Чебоксары, ул. Карла Маркса 47, этаж 1, каб. 23
Казань, улице Бутлерова, 21
Партнёрский материал
Реклама. ООО «Юридическая компания «Яхатин».