Фоторепортаж
Чувашский конный завод
Драгоценные рысаки, жизнь как в санатории и откуда берутся «дети»
C приходом весны мы решили отправиться в небольшое путешествие за позитивными новостями. Так мы добрались до Чувашского конезавода под Ядрином, о котором слышали многие. Но все ли знают, что там внутри? Подробнее в нашем репортаже на cheb.media.
Чувашский конный завод им. В.И. Чапаева (а у нас есть и такой!), находится в 70 километрах от Чебоксар в посёлке Совхозный на берегу Суры (это буквально в 16 км от Ядрина).
Наш конезавод появился в далёком 1926 году на базе совхоза, который разместился на территории старой усадьбы барина Зубова.
За годы советского времени завод постоянно рос, его подопечные успешно выступали на ипподромах страны.
В 90-х годах для улучшения племенного состава сюда решили завезти жеребцов производителей американской рысистой породы – это дало значительный толчок в развитии конезавода.
Некоторые жеребцы производители были закуплены в 90-х годах. Самый известный – Gallant Pro приехал в Чувашию из США, от него на заводе родилось порядка 300 голов потомства, которые, как отмечают специалисты, отличаются высокими показателями резвости.
На сегодняшний день в нашей стране насчитывается порядка ста племенных предприятий и Чувашский конный завод им. В.И. Чапаева является одним из девяти, которые занимаются рысаками.
Сейчас конезавод в Ядринском районе занимается разведением лошадей русской рысистой и американской стандартбредной пород, руководителем является Роман Малов.
На фото: руководитель Чувашского конного завода Роман Малов (слева) и лучший наездник Чувашии 2021 Евгений Матьянов (справа)
Это раньше кони работали, поэтому жили 12-15 лет. Сейчас средний возраст лошади 18-20 лет, но всё зависит от условий содержания. В Чувашском конезаводе животные живут в свое удовольствие: едят, спят, гуляют и дают приплод.
«Чем отличаются рысаки от скакунов?» – спросите вы?
При беге у них разное перемещение ног: рысаки должны бежать рысью, а скаковые – скачут (а вы то думали?).
А есть еще иноходцы, они бегут иноходью, это другой вид походки лошади (в профессиональном сленге – другой «аллюр»).
Конезавод – история не про прибыль, но иногда бывают исключения. Например, наш конезавод недавно вышел в ноль, а в прошлом году в рамках аукциона полуторагодовалый жеребец ушёл с торгов за рекордную сумму.
«Торги начались со 100 тысяч рублей, и в итоге продали жеребца за 3,5 млн рублей! Хотя, по моим подсчетам, этот конь должен был продаться максимум за 1,5 млн.
Но нам очень повезло, что сразу несколько тренеров хотели заполучить этого жеребчика и взвинтили цену за него».
– вспоминает руководитель конезавода Роман Малов.
Условия – как в санатории
«На цену лошади влияют имя завода и владельца, потому что, зная эти данные, покупатели понимают, как животное выращивали, как кормили, как с ним обходились. Ну, и она зависит, конечно же, от родителей», – подчеркивает руководитель конезавода Роман Малов.
А кормят лошадей тут прекрасно, у них разнообразный рацион питания. Как говорят работники конезавода, от питания сильно зависит зажеребляемость и развитие плода в утробе матери.
Кроме сена питомцам дают кашу и даже наливают в нее патоку, лошади постоянно получают различные витаминные добавки и минеральные подкормки, в холодное время года у них всегда есть свежая морковь, а у жеребца-производителя – куриные яйца.
Первые во всём
Как говорит Роман Малов, во многих нововведениях их завод первый. Так, сейчас они начали чипировать коней термодатчиком. Раньше температуру жеребят и лошадей ректально мерили градусником, это занимало минуты две. Сейчас считыватель подводят к шее и сразу замеряют, то есть на всё про всё уходят буквально секунды.
Кроме того Чувашский племзавод первым начал завозить в Россию замороженное конское семя. Поэтому их жеребята от наших кобыл, но папа у них – иностранец.
В конце 2020 года на Чувашском конезаводе появился производитель по кличке – Бруклин Хилл. Когда этому жеребцу было полтора года, он стал самым дорогим на аукционе в США – его продали за 390 тысяч долларов. И вот уже этой весной в стенах племпредприятия должно появиться его первое потомство.
Примечательно, что жеребец-производитель никогда не вступает в контакт с кобылой.
Как смеется ветврач Оксана Владимировна, поэтому получается настоящее ЭКО. Бруклин Хилла сажают на так называемое чучело и берут семя.
Потом материал вводят в кобылу, это происходит в другом месте. Искусственное осеменение практикуется для того, чтобы не проникла инфекция.
Правда всего около десяти кобыл племзавода подходят Бруклин Хиллу, остальных кроют привезенным из-за границы материалом.
Семя хранится в сосуде Дьюара – термосе с азотом. Видите, материал находится в соломинках размером со стержень шариковой ручки.
Мамы и малыши
Сейчас на заводе порядка 100 лошадей, и это не считая жеребят, которые родились недавно. Беременность у кобылы длится 11 месяцев. Но обычно стараются не давать рожать осенью, потому что когда выпускают жеребят на бега, смотрят не на месяц, а на год рождения: в полтора-два года они должны показывать хорошее время.
При рождении жеребенок весит в среднем 40 кг, они как маленькие дети: немного поедят и сразу ложатся отдыхать.
По наблюдениям сотрудников племзавода, если лошадь перехаживает срок, значит будет жеребчик, потому что мальчики обычно ленивые. И даже при рождении они более вялые, нежные, а девочки бойкие – сразу вымя сосать начинают.
Кобылы становятся мамами с четырех-пяти лет, редко когда раньше. Они жеребятся в основном ночью, для этого им нужны тишина в помещении и полумрак. Роды принимают ночные дежурные, но если есть сложности, то звонят ветврачу.
Полгода жеребенок при маме, потом подросших малышей отделяют и переводят в другое помещение. Стараются держать их в группе, чтобы они росли дальше одним сообществом и вместе проходили адаптацию. Если полугодовалого жеребенка держать в одиночестве, он станет беспокойным, с ним будет тяжело заниматься.
После выжеребки уже через неделю кобыла может прийти в охоту. Это определяется на УЗИ, также с помощью этого аппарата можно узнать, прижилось ли семя или нет.
У ветврача есть таблица, где помечают, кого осеменили, кто в охоте, такой своеобразный график.
«После того как лошадь выносила плод, мы сразу же начинаем ее осеменять, перерыва как такового нет. Мы же конезавод, нам нужно получать жеребят», – говорит ветврач Оксана Владимировна.
Как дают имена лошадям
Конезаводчик сам придумывает клички лошадям. И это целая наука! Они должны начинаться с первой буквы имени мамы, а также в середине будет присутствовать буква папы. Поэтому получаются очень интересные имена: «Необыкновенная», «Ревность», «Перестановка», «Роспись», «Одна». Есть свои «Пандора» и «Белла Дона», «Атлантида» и «Эфиопия». Но бывают и совсем особые случаи – «Расскажи им», «А вот и нет».
Также жеребята, рожденные на Ядринском конезаводе, с 2013 года после имени имеют приставку «РМ». Всё просто – это расшифровывается как «Роман Малов».
Конезавод есть, ипподрома нет?
На чувашском племпредприятии выращивают лошадей только рысистых пород для ипподромов. И наши кони показывают хорошие результаты. Вспомнить хотя бы гнедого красавца «Зов Предков РМ» – победителя многих престижных состязаний, который на протяжении последних нескольких лет неизменно показывает отличные результаты.
Еще есть рысак «Мун Фэнтази РМ», который ровно год назад выиграл главный зимний приз России на московском ипподроме.
Когда кобыла перестает улучшать свою резвость на бегах, ее возвращают в маточный состав и отправляют на конезавод, где она дает потомство и живет в свое удовольствие.
Примечательно, что в Чувашии есть свой конезавод, а ипподрома нет. Полвека назад ипподром был в Чебоксарах – он находился между улицей Урукова и Московским проспектом. До сих пор сохранился свой беговой круг в Шемурше, Батырево, Комсомольском.
По словам руководителя Чувашского конезавода Романа Малова, у нас самое большое количество любителей и наездников, которые могут выступать. Но почему у нас нет своего ипподрома?
Просто самое важное для ипподрома – это не лошади и наездники, а зрители, они придут один-два раза, а дальше площадка скорее всего будет пустовать, нужна система.
В свое время Чувашский конезавод устраивал Конные бега и Ледяной кубок в Чебоксарах на заливе.
В 2014 году на первые такие соревнования пришло всего 150 зрителей, на следующий год уже было 400. Потом около тысячи человек, затем 5 и 7 тысяч зрителей.
На финале Кубка Чувашии в 2019 году в Конзаводе собралось 12,5 тысяч зрителей.
На последний Ледяной кубок в 2019 году (во время ковида крупные мероприятия были запрещены) пришло 7,5 тысяч зрителей.